Поиск

Реклама



О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.

Предыдущая

1.4. История государства и права средних веков. Пути развития средневековых цивилизаций запада и востока

Основы феодализма формировались путем синтеза «протофеодальных» элементов, возникших в недрах рабовладельческого и родоплеменного общества. Подобное происходило в европейских провинциях бывшей Западной Римской империи, захваченных сопредельными племенами. В ходе продолжительного взаимодействия (но не механического соединения) «протофеодальных» элементов, сложившихся в структуре разлагавшихся рабовладельческих отношений Рима (колонат и т.п.), и родоплеменных отношений завоевателей появились предпосылки феодализма – необходимое условие рождения нового строя.

Феодальная государственность прошла четыре главных этапа:

а)    раннефеодальная монархия;

б)   ленно-вассальная монархия (феодальная раздробленность);

в)    сословно-представительная монархия;

г)    абсолютная монархия.

При этом следует учитывать, что не все европейские страны проделали этот путь одновременно и в полном объеме.

В единстве с эволюцией государств стран Западной Европы развивались их правовые системы. Важной чертой периода феодальной раздробленности был «партикуляризм» права, т.е. отсутствие единого права всей страны, что, однако, не устраняло тождественности его основ не только в национальных, но и в общеевропейских масштабах. Преодоление «партикуляризма» права стало особенно интенсивным начиная со времен сословных монархий.

 

Государство франков. В V в. н.э. большая часть границ Западного Рима была окружена вестготами, бургундами, франками (салическими и рипуарскими) и другими германскими племенами. Самыми сильными из этих племен оказались салические франки, которые селились сельскими общинами (марками). Исходным этапом в образовании Франкского государства было завоевание в 486г. северо-восточной части Галлии салическими франками во главе с конунгом (впоследствии королем) Хлодвигом, основателем династии Меровингов (481−511). Уже к 510 г. Хлодвиг становится властителем земель и повелителем единого королевства, простиравшегося от среднего течения Рейна до Пиренеев.

По своему типу государство франков является раннефеодальной монархией. Оно сохраняет в себе элементы старой общинной организации и учреждений племенной демократии, поскольку возникает в обществе, вступившем в эпоху феодализма на этапе разложения первобытнообщинного строя, минуя стадию рабовладения. Для такого общества характерны многоукладность (сочетание рабовладельческих, родоплеменных, общинных и феодальных отношений) и незавершенность процесса оформления основных классов феодального общества.

Династия Меровингов правила во франкском государстве с конца V в. до 751г. В этот период у франков только формируются феодальные отношения: в V−VI вв. общинные родовые связи еще сохраняются, отношения эксплуатации труда не вполне развиты. Немногочисленной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в условиях военных походов Хлодвига. Ряды франкской знати пополнялись галло-римской аристократией, перешедшей на службу к королям.

Свод законов франков этого времени, получивший название «Салическая правда», созданный в начале VI в. по распоряжению Хлодвига, содержит сведения о следующих социальных группах этого государства: служилой знати – приближенных короля, свободных франках-общинниках, полусвободных (литах) и рабах. Основные различия между ними были связаны с происхождением и правовым статусом лица или социальной группы, к которой оно принадлежало. С течением времени определяющим фактором правовых различий франков стала принадлежность к королевской службе, дружине, к складывающемуся государственному аппарату.

Особенностью периода V−VI вв. для Западной Европы является усиление  влияния христианской церкви. Возрастающая идеологическая и экономическая роль церкви стала проявляться также в ее властных притязаниях. Церковь в это время еще не была политическим образованием и не имела единой организации, однако уже становилась крупным землевладельцем, получая многочисленные земельные пожертвования.

Королевская и императорская династия Каролингов сменила Меровингов в 751 г., а прекратила свое существование в X в., уже после распада в 843 г. государства франков. Переход королевской власти к Каролингам обеспечил успехи реформы Карла Мартелла, одного из представителей этого рода, бывшего майордомом франкского государства в 715−741 гг. Он восстановил политическое единство королевства и фактически сосредоточил в своих руках всю верховную власть.

С ростом феодального землевладения отдельные сеньоры, крупные земельные собственники, получали иммунитеты – привилегии, заключавшиеся в обладании правами военной, судебной и финансовой власти над крестьянами, жившими на их землях. На владения феодала, получившего иммунитетную грамоту короля, не распространялось влияние государственных должностных лиц, а все правомочия передавались самому владельцу имения.

Поскольку в государстве франков еще не проводилось различия между интересами государства и королевского хозяйства, то главные управляющие этим хозяйством – министериалы – стали приобретать значение высших должностных лиц и фактически возглавили государственное управление и суд.

Высшую судебную власть осуществлял монарх совместно с представителями знати. Наиболее опасные преступления находились в юрисдикции королевского совета. Основными судебными учреждениями страны были местные суды – «суды сотни». Они рассматривали подавляющую часть дел, так как поначалу члены сотни участвовали в управлении и судопроизводстве. Народное собрание сотни  избирало из своей среды судей – рахинбургов, как правило, состоятельных, пользующихся уважением людей. Суд проходил под руководством выборного председателя – тунгина. На судебном заседании присутствовали все свободные и полноправные жители сотни.

При Каролингах общие судебные собрания были заменены коллегиями присяжных, назначавшихся сверху: посланцы короля получили право вместо рахинбургов назначать членов суда – скабинов. Обязанность свободных граждан присутствовать на суде была отменена. Со временем судебная власть все более сосредоточивалась в руках феодалов.

Самый яркий представитель династии Каролингов вошел в историю под именем Карл Великий (768−814). При нем государство франков достигло наивысшего расцвета. В 800 г. папа Лев III венчал Карла Великого императорской короной.

Несколько последующих десятилетий, вплоть до раздела империи Каролингов между внуками Карла по Верденскому договору 843 г., раннефеодальное франкское государство находилось в зените славы и международного признания. В 843 г. держава франков распалась на три самостоятельных королевства, что было юридически закреплено внуками Карла Великого.

Франкские Меровинги щедро наделяли королевской землей знать, чтобы привлечь ее на свою сторону. Эта земля становилась наследственной отчуждаемой индивидуальной собственностью (аллодом). В марке также постепенно возобладала индивидуальная собственность на землю.

В первой половине VIII в. майордом Карл Мартелл, служивший при последнем короле династии Меровингов, провел свою реформу землевладения, конфисковав у части магнатов земли и передав их в условное пожизненное держание – бенефиций (благодеяние), за что бенефициарий должен был нести военную службу. Такой бенефициарий был обязан стать рыцарем (конным воином) и подготовить 3-4 пеших воинов. Поскольку после смерти бенефициария земля, как правило, передавалась его сыну на тех же условиях, постепенно бенефиций из пожизненного держания превращается в условное наследственное держание – феод или лен.

В процессе установления власти крупных землевладельцев над крестьянами в Западной Европе огромную роль играла христианская церковь, ставшая крупным земельным собственником. Оплотом господствующего положения церкви были монастыри, а оплотом светской знати – укрепленные замки, которые становились вотчинными центрами, выразительными символами могущества сеньоров, местами сбора ренты с крестьян.

Параллельно с формированием государственности у германских племен шло создание раннефеодального права. С этой целью осуществлялась письменная фиксация древнегерманских обычаев – запись обычного права германских племен. Таким образом, появились «варварские правды»: Салическая, Рипуарская, Аллеманская и другие сборники записей правовых обычаев.

Создание Салической правды (предположительно 507−511 гг.) относится к периоду правления франкского короля Хлодвига Меровинга. В течение веков этот сборник дополнялся и переписывался. Салическая правда  (Салический закон) является одним из самых древних и полных сборников обычного права германцев. В нее вошло более 60 титулов (глав).

Салической правде присущ казуистический характер, а также отсутствие общих абстрактных понятий, причем описанные в ней правовые действия отличаются примитивным формализмом. В Салической правде содержится перечень правонарушений (преступлений) и соответствующих им наказаний (главным образом штрафов в форме композиции, когда одна часть штрафа идет на уплату судебной пошлины, а другая – на компенсацию потерпевшему). Текст Салической правды дает также некоторое представление об общественном строе франков начала VI в.

Основное содержание Салической правды составляют нормы, относящиеся к различным формам процесса, а также определяющие штрафы за правонарушения (преступления). Салическая правда показывает процесс разложения родовых отношений и имущественное расслоение общества: в сборнике, к примеру, оговаривается особое правовое положение служилой знати, когда размер штрафа за убийство королевского слуги втрое выше, чем за убийство простого свободного человека.

Брачно-семейные отношения Салическая правда описывает в самых общих чертах. Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение девушки с целью вступления в брак наказывалось высоким штрафом. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства: наличие законного брака; объявление лица вне закона; наличие близкого кровного родства; несвободное состояние человека. О процедуре расторжения брака Салическая правда не упоминает.

Положение женщины в семье определяли пережитки матриархального строя. Так, за женщину в детородном возрасте полагался вергельд (штраф в случае ее убийства), втрое превышавший вергельд за франка-мужчину.

Определения преступления Салическая правда, естественно, не дает. Но из смысла статей, посвященных правонарушениям и преступлениям, вытекает, что в эти понятия включались причинение вреда личности (имуществу) или нарушение королевского мира. Виды преступлений по Салической правде можно условно разделить на следующие группы:

а)    преступления против личности: убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование;

б)   преступления против собственности: кража, поджог, грабеж;

в)    преступления против порядка отправления правосудия: неявка в суд, лжесвидетельство;

г)    нарушение предписаний короля.

Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и рабы. Салической правде было известно понятие отягчающих обстоятельств, каковыми считались групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления. Известно и понятие подстрекательства к краже или убийству. Цель наказания – возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение «королевского мира». Именно поэтому преобладают штрафные композиционные санкции за преступные деяния.

Судебный процесс Салическая правда объявляла состязательным. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права, а формы уголовного и гражданского судопроизводства были одинаковыми.

[1. С. 218-243, 293-306; 2. С. 187-199; 1-7; 11;15; 20; 22].

 

Контрольные вопросы

1.  Особенности средневекового государства и права.

2.  Каноническое и городское право.

3.  Особенности становления государства и права франков.

1.4.1. Средневековое государство во Франции
1.4.2. Особенности права Франции в Средние века
1.4.3. Средневековое государство и право в Германии
1.4.4. Средневековое государство и право в Англии
1.4.5. Каноническое право в средневековой Европе
1.4.6. Государственный строй и право Византии
1.4.7. Государство и право Арабского халифата
1.4.8. Государство и право Китая и Японии в средние века

Предыдущая