Поиск

Реклама



О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.

Предыдущая

1.4. История государства и права средних веков. Пути развития средневековых цивилизаций запада и востока

1.4.1. Средневековое государство во Франции

Франция оформилась в самостоятельное государство со времени раздела Франкской империи по Верденскому договору (843) и образования самостоятельного королевства на территории к западу от Рейна. Но название «Франция» страна получила лишь в X в.

Историю французского средневекового государства можно условно разделить на следующие периоды:

-  период феодальной раздробленности (сеньориальной монархии) – IX−XIII вв.;

-  период сословно-представительной монархии – XIV−XV вв.;

-  период абсолютной монархии – XVI−XVIII вв.

В период феодальной раздробленности (IX−XIII вв.) номинально единое королевство фактически делилось на многие независимые феодальные владения, причем в XI в. дробление продолжалось и внутри отдельных герцогств и графств. Формирование двух основных социальных слоев феодального общества – сеньоров и зависимого крестьянства – в целом завершилось к X в. К этому времени сеньоры-бенефициарии добились превращения бенефиция из пожизненного пожалования в наследственную феодальную собственность – феод. Оформилась феодальная иерархия, возглавляемая королем, с характерной для нее системой вассалитета. Отношения вассалитета покоились на иерархической структуре земельной собственности: номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король – верховный сеньор, или сюзерен, а крупные феодалы, получая от него земли, становились его вассалами. Они в свою очередь также имели вассалов – более мелких феодалов, которым жаловали земельные владения. Эту градацию можно представить в виде своеобразной лестницы, наверху которой находился король – сеньор; ниже – пэры, т.е. почти «равные королю» (герцоги и графы); еще ниже вассалы и подвассалы разных степеней (арьер-вассалы); самую нижнюю ступеньку занимали рыцари, шевалье, своих вассалов не имевшие.

Зависимое крестьянство состояло из сервов и вилланов. Однако согласно средневековой французской поговорке, «если повинности серва лежали на его личности, то повинности виллана – на его земле». Положение лично зависимых сервов было близко к позднеантичным рабам: часть из них использовалась в качестве безземельных дворовых работников, часть трудилась на выделенных им мелких земельных наделах. Сервы подчинялись судебно-административной власти своего сеньора, уплачивали ему поголовную (подушную) подать и оброк, исполняли барщину и не имели права переходить из сеньории в сеньорию, отчуждать земельное держание, а также права свободы наследования и права выбора брачного партнера.

Вилланы, которые считались лично свободными держателями земли, принадлежавшей феодалу, были освобождены от наследственных личных повинностей (их повинности касались не личности, а земельного надела), имели более широкие возможности для отчуждения земельного держания, а также переселения в другую вотчину, на свободные земли или в город.

Начиная с X в. развитие сельского хозяйства, отделение от него ремесла и рост населения способствовали возникновению новых и возрождению старых, основанных еще римлянами городов как центров ремесла и торговли.

Правовое положение горожан еще мало отличалось от положения остальных феодально-зависимых людей. Хотя согласно другой средневековой французской поговорке «воздух города делал человека свободным»  достаточно было беглому серву прожить один год и один день в черте городской коммуны, как он приобретал легальный статус свободного горожанина.

В период феодальной раздробленности король, номинальный глава государства, избирался крупными землевладельцами – вассалами короля и высшими иерархами церкви.

В органах центрального управления дворцово-вотчинная система уживалась с управлением, основанным на вассальных отношениях:

Ø дворцовую систему, как и прежде, представляли министериалы (сенешал – глава королевского двора, коннетабль, королевский казначей, канцлер);

Ø управление, основанное на вассальных отношениях, осуществлялось в виде съезда крупнейших феодалов страны, называемого Королевской курией или Великим советом.

Местное управление отличалось тем, что власть короля признавалась только в его собственном домене, а в земельных владениях крупных феодалов были свои системы местного управления.

В судебной системе при сеньориальной монархии действовала сеньориальная юстиция', судебную власть делили между собой сеньоры, причем объем их судебных правомочий определялся занимаемой ими ступенью иерархической лестницы.

Армия состояла из рыцарского ополчения вассалов, исполнявших военную службу, несением которой они были обязаны своим сеньорам. Во время войн созывалось народное ополчение.

Реформы Людовика IX Святого в середине XIII в., направленные на усиление королевской власти, преследовали цели создания единой судебной, финансовой и военной системы страны.

В судебной сфере был создан Парижский парламент – высшая судебная инстанция Франции, куда поступали апелляции даже на решения сеньоров, вынесенные ими в своих владениях. Парламент рассматривал по первой инстанции наиболее важные уголовные и гражданские дела, а также мог пересматривать решения и приговоры нижестоящих судов с новой проверкой всех ранее рассмотренных или вновь представленных доказательств, осуществляя, таким образом, контроль над местными судами. На службу в парламент привлекались легисты – лица незнатного происхождения, получившие профессиональную юридическую подготовку в европейских университетах.

В финансовой области Людовик IX ввел в обращение единую золотую королевскую монету, которая спустя примерно десятилетие вытеснила альтернативные деньги, которые чеканились отдельными сеньорами.

В военной области король предусмотрел возможность замены воинской службы своих вассалов денежным выкупом. Он также запретил распространенные в то время междоусобные войны и своем домене; в других же регионах король ввел правило о «40 днях». В течение этого срока конфликт нельзя было разрешать на поединке под угрозой уплаты высокого штрафа, а следовало обращаться за разрешением спора к королю.

Вскоре после проведения реформ Людовика IX Франция взамен дворцово-вотчинной раздробленной феодальной структуры приобрела статус единого государства с влиятельной королевской властью.

Развитие специализации сельскохозяйственного и ремесленного производства в отдельных районах и городах Франции к концу XIII в. приводит к упрочению торговых связей между различными областями королевства. В этих условиях увеличилась численность населения городов и усилилось их социально-экономическое влияние в стране. С завершением периода феодальной раздробленности государство приобрело форму сословно-представительной монархии. Это стало возможным после того, как упрочились социально-экономические основы союза королевской власти и городов, а развивающаяся городская промышленность и торговля уже смогли оказывать монархам финансовую помощь.

В целом к XIV в. формирование наследственных сословий завершилось, и французское общество разделилось на три сословия: духовенство, дворянство и «третье» сословие, к которому относились купцы, ремесленники, свободные крестьяне. Два первых сословия были привилегированными: освобождались от государственных налогов и повинностей, пользовались преимущественным правом доступа к государственным должностям. Третье сословие было податным.

Под влиянием развития товарно-денежных отношений произошли существенные изменения в правовом положении крестьян. Феодалы заменили часть натуральных повинностей и платежей денежным оброком. К XIV в. стала меняться форма крестьянского землепользования: серваж постепенно вытеснялся цензивой. Цензивой называлось наследственное земельное держание, обладатель которого (цензитарий) ежегодно выплачивал своему господину ценз, т.е. фиксированную денежную, реже натуральную ренту, а также выполнял определенные повинности. Соблюдая эти условия, цензитарий имел право передавать по наследству свою цензиву, закладывать, сдавать в аренду и даже продавать ее, но с согласия сеньора и после уплаты особой пошлины.

Сословно-представительная монархия Франции сформировала свои органы государственного управления с соответствующим штатом чиновников всех рангов. Центральными органами управления в этот период были Государственный совет, осуществлявший по указаниям короля руководство и контроль за отдельными звеньями управления, и Счетная палата, созданная еще в XIII в. реформами Людовика IX и ведавшая финансами.

К наиболее значимым должностным лицам относились:

§  канцлер, в функции которого входили текущее управление и контроль за деятельностью должностных лиц. В отсутствие короля он председательствовал в Государственном совете, под его руководством составлялись проекты ордонансов;

§  коннетабль – командир конного рыцарского войска, впоследствии командующий королевской армией;

§  камерарий – казначей;

В системе судебных учреждений в этот период произошли следующие изменения:

Ø королевская юстиция потеснила сеньориальную и церковную: значительно расширилась юрисдикция королевских судов; они могли отрицать любое решение сеньориального суда;

Ø хотя судебные органы по-прежнему не были отделены от органов административных, наметилось их обособление и соответственно формирование централизованной судебной системы.

Правосудие на местах от имени короля вершили чиновники – бальи, сенешалы и прево, рассматривавшие основную массу уголовных и гражданских дел.

Церковный суд превратился в специальный суд по делам особой предметной и персональной подсудности со своей инстанционной системой.

В XIV в. был создан специальный орган уголовного преследования и обвинения – прокуратура, члены которой выступали в судах как обвинители по делам, затрагивавшим интересы монархии («интересы короны»).

В ходе военных реформ второй половины XIV − первой половины XV в. королевская армия становится регулярной, значительной по численности, с централизованным руководством и четкой организацией. К этому времени правительство (после введения постоянных налогов) имело в своем распоряжении значительные средства, которые использовались для вербовки наемников, по большей части иностранцев (немцев, шотландцев и т.д.). Офицерские должности занимало местное дворянство.

Началом периода сословно-представительной монархии во Франции (XIV-XV вв.) принято считать созыв в 1302г. Генеральных штатов – высшего органа сословного представительства. Предшественниками Генеральных штатов во Франции были расширенные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий, которые положили начало осуществлению идеи сословного представительства на местах. Общефранцузские Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству; основной их функцией было вотирование налогов. Каждое сословие заседало в Генеральных штатах отдельно от других: в первой палате – высшее духовенство; во второй – депутаты от дворянства; в третьей – выборные депутаты от верхушки горожан, «третьего сословия». Палата любого ранга имела только один голос независимо от количества представителей. Утверждение решения осуществлялось всеми палатами простым большинством голосов.

Значение Генеральных штатов возросло в середине XIV в., во время Столетней войны, когда королевская власть особенно нуждалась в поддержке сословий. Именно тогда была предпринята попытка Генеральных штатов закрепить за собой постоянные полномочия. В марте 1357г. была проведена в жизнь программа реформ французского средневекового парламента, оформленная нормативным актом «Великий ордонанс». В программе мартовских реформ представители Генеральных штатов потребовали от короля:

-  регулярности созыва Генеральных штатов (не реже трех раз в год);

-  участия в налоговой политике государства;

-  возможности влиять на назначение королевских чиновников.

Однако программа мартовских реформ, вынужденно подписанная королем, просуществовала всего около полутора лет, после чего началось стремительное движение страны к абсолютной монархии.

[1. С. 158-255; 2. С.199-214; 1-7; 11; 12; 15; 20; 22].

Предыдущая