Поиск

Реклама



О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.

Предыдущая

1.4. История государства и права средних веков. Пути развития средневековых цивилизаций запада и востока

1.4.7. Государство и право Арабского халифата

Арабский халифат как средневековое государство сложился в результате объединения племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров. В V−VI вв. арабы находились в стадии первобытнообщинных отношений и жили в условиях родоплеменного строя, основанного на кровнородственных связях. Все население Аравии состояло из отдельных племен, объединявших кланы и роды. Глава племени – шейх – осуществлял внутреннее и внешнее руководство, разбирал споры между соплеменниками, председательствовал на собраниях знати, в некоторых случаях исполнял обязанности служителя религиозного культа.

Объединению арабов способствовало возникновение в VII в. новой монотеистической религии – ислама («покорность Богу»). Основателем ислама стал сын торговца из Мекки Мухаммед («пророк», «вдохновенный»). Он не отвергал учения Авраама, Моисея и Христа, а считал себя их продолжателем; кроме того, он провозгласил арабов единым народом независимо от их племенного происхождения.

Убежденный в том, что арабы должны соединиться в одну общину мусульман, Мухаммед и его сторонники из Медины стали готовиться к захвату богатой Мекки. После овладения ею, Мухаммед стремился установить господство над всей Аравией. Во все племена было послано требование принять ислам и платить подать для поддержания дела веры. Новая вера содержала сильнейшее средство для объединения всего арабского народа – завет священной войны – джихада. Арабы устремлялись за пределы родины. Теперь у них появилось религиозное оправдание набегов за добычей: обязанность всюду распространять истинную веру.

Религия, таким образом, сыграв в Арабском халифате объединительную роль, способствовала не только сплочению арабов в единое государство, но и стала основной целью завоевательных походов.

После смерти Мухаммеда объединение арабских племен продолжалось. Власть в стране была передана духовному наследнику пророка – халифу, которого избирали из ближайших родственников или сподвижников Мухаммеда. В течение первых 60 лет после смерти Мухаммеда халифов избирали совет знати или жители Мекки и Медины (истинные мусульмане). Затем власть стала наследственной.

Первые четыре «праведных» халифа подавили выступления племен, недовольных исламом, и завершили политическое объединение арабов. Они завоевали Сирию, Персию, Северную Африку, Египет, Среднюю Азию, Афганистан, Испанию, вторглись даже во Франкское государство, но были разбиты Карлом Мартеллом в 732 г. в битве при Пуатье.

Для халифата как формы правления характерна централизация государственного аппарата. Халифу принадлежала высшая неделимая духовная (имамат) и светская (эмират) власть. Центральными органами управления государством являлись ведомства (диваны). Из наиболее известных выделяют диваны внутренних, военных, почтовых дел. Халиф назначал всех высших чиновников, в том числе и главного из них – визиря. Халифат был разделен на провинции, которыми управляли эмиры, подчинявшиеся только халифу. Помощников эмиров именовали наибами. Что касается организации судопроизводства, отделенного в халифате от административных функций, то Мухаммед и назначенные им управители территорий сами рассматривали важнейшие судебные дела. Позже суд стали вершить знатоки шариата (мусульманского права), которые составили группу профессиональных судей – кади. Кади, не будучи связанным определенным порядком судопроизводства, осуществлял надзор за передачей наследства, установлением опеки, проверял законность землепользования, наблюдал за исполнением судебных решений и осуществлял надзор за местами заключения. Судебные решения и приговоры кади, как правило, являлись окончательными и обжалованию не подлежащими.

Мусульманское право (шариат) с момента возникновения и до наших дней представлено сводом религиозно-этических и правовых предписаний ислама. Поэтому его часто именуют «одной из сторон религии ислама». Шариат включает нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права и опирается, прежде всего, на ортодоксальные источники – Коран и Сунну.

Коран – главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч. Содержащиеся в Коране предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок.

Сунна – сборники преданий (адатов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенные его сподвижниками и содержащие  предписания относительно семейного, наследственного и процессуального права.

Помимо двух основных указанных источников, шариат выделяет как особый источник иджму – единодушное мнение авторитетных мусульманских правоведов, знатоков шариата по религиозно-правовым и бытовым вопросам, решение которых может быть основано не только на Коране и Сунне.

Кроме того, в мусульманских странах по каждому важному правовому вопросу общественной жизни является обязательным получение фетвы – юридического заключения высших религиозных авторитетов (муфтия, шейха-уль-ислама) о соответствии того или иного действия или явления предписаниям Корана и шариата. В качестве суждения по аналогии, представляющего собой нечто среднее между европейской аналогией права и аналогией закона, признан дополнительным источником мусульманского права и кийас.

По мере распространения ислама появились и другие источники права – кануны (законы), указы и распоряжения халифов (фирманы), местные обычаи (адаты), не противоречащие исламу.

Шариату известно деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, характеризующиеся индивидуальными признаками и не имеющие таковых. Особую категорию составляют вещи, которые не могут или не должны находиться в собственности. Это воздух, море, пустыня, мечети, водные пути. Не признается собственность на «нечистые вещи» – вино, свинину, книги, противоречащие учению ислама. Практические вопросы обязательственного права также получили в шариате всестороннюю разработку.

Шариат рассматривает брак как религиозную обязанность мусульманина. Для заключения брака требуется согласие сторон, в том числе и невесты. Волю невесты вправе выразить и ее родители, поэтому брак часто выступает как торговая сделка между отцом невесты и женихом. Коран признает за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно (при условии, что он может достойно их содержать). Муж обязан предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые должны соответствовать ее положению в обществе. Ислам закрепил зависимое положение женщины в семье. Жена не участвует самостоятельно в имущественном обороте, она обязана вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. Развод в мусульманском праве известен в нескольких видах. Муж может развестись с женой и по точно определенным поводам, и без повода; жена может потребовать развода через суд лишь по строго определенным основаниям.

Наследственное право ислама до недавнего времени признавало два порядка наследования: по закону и по завещанию. При наследовании по закону из имущества умершего сначала покрывались расходы, связанные с его погребением, затем выплачивались его долги. Оставшееся имущество переходило к законным наследникам. В первую очередь наследство получали сыновья умершего, затем его братья, дяди и более дальние родственники – мужчины. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин. На получение наследства не имели права вероотступники, разведенные супруги, лица, виновные в смерти наследователя. Характерными чертами наследования по завещанию были следующие: завещание не могло составляться в пользу законных наследников; завещание не могло затрагивать более трети имущества завещателя; составление завещания требовало присутствия двух свидетелей.

Все преступления подразделяются мусульманским правом на три группы:

·                      преступления против основ религии и государства. К этой группе относится в первую очередь отступничество от ислама, бунт, сопротивление властям, а затем кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние. Данные преступления не прощались и часто наказывались смертной казнью;

·                      преступления против отдельных лиц. Ответственность за совершение преступлений данной группы была основана на принципах кровной мести и возмездия;

·                      преступления, наказания по которым строго не установлены. Право выбора наказания в таких случаях предоставлено суду.

В качестве мер наказания предусмотрены: смертная казнь в различных видах; членовредительские и телесные наказания; лишение свободы (тюремное заключение, домашний арест, помещение в мечеть); имущественные санкции (конфискации, штрафы); ссылка.

[1. С. 243-258; 2. С. 370-383; 1-7; 11; 12; 25; 35; 50-52].

Контрольные вопросы

1.  История организации власти и управления в Арабском халифате.

2.  Возникновение, источники, основные институты мусульманского права.

3.  Школы мусульманского законоведения.

Предыдущая