Поиск

Реклама

Администратор сайта



О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.

Предыдущая

1.4. История государства и права средних веков. Пути развития средневековых цивилизаций запада и востока

1.4.6. Государственный строй и право Византии

Для Византии характерна очень медленная феодализация общества: вплоть до XI−XII вв. сословие социальной иерархии составляли бесправные рабы. Немного выше рабов в этой иерархии находились крестьяне, весьма неоднородное податное сословие. Среди них на первом этапе византийской государственности (IV-VI вв.) выделялись позднеантичные колоны – земельные арендаторы по срочным контрактам, которые могли быть как лично свободными, так и приписанными к земле. Формально свободными крестьянами-общинниками были элевтеры, однако впоследствии они вынужденно заполняли прекарные грамоты и становились крепостными. С X в. среди крестьян начинают преобладать парики – крепостные, которых относили к казенным или частным в зависимости от принадлежности государству или частному лицу.

Примерно на одном социальном уровне с крестьянами находился городской плебс, который не обладал полной правоспособностью в отличие от знатных и почетных горожан: судовладельцев, торговцев-ростовщиков, обладавших почетными званиями, привилегиями, ставившими их в ряд с высшими сословиями.

Что касается сословия динатов – «могущественных», то они обладали полным налоговым иммунитетом. Динаты также не несли никаких трудовых повинностей в пользу государства, что приближало их к двум основным высшим сословиям – сенаторам и духовенству.

Духовенство любого уровня не платило никаких налогов в казну, и это давало церкви весьма ощутимые экономические привилегии.

Сенаторское сословие подразделялось на 18 разрядов. Каждый из них относился к категории крупных землевладельцев, пользовавшихся полной имущественной правоспособностью и свободных от налогообложения. Сенаторы имели свои военные отряды, применяли к крепостным свою систему штрафов и одновременно замещали высшие государственные должности, составляя оплот византийской бюрократии.

Во главе Восточной Римской империи на всех этапах ее развития находился император. Но его статус менялся на разных этапах развития страны. Если на первом этапе император формально избирался сенатом, армией и народом Византии, а потом был вправе выбирать себе соправителя-преемника, то с IX в. формируется наследственная легитимная монархия, где император уже является василевсом, т.е. автократом.

На первом этапе византийской государственности, в IV−VI вв., Сенат по западно-римской традиции еще играл важную роль в государстве. Но впоследствии он эту роль утрачивает, на смену приходит синклит (совет) при василевсе, состоявший из высших государственных чиновников: квестора, возглавлявшего синклит и выполнявшего функции министра юстиции, префекта столицы, управлявшего Константинополем, двух префектов претория, один из которых управлял восточной частью империи, а другой – Балканами и др.

Местное управление, естественно, не было неизменным. В IV−VII вв. еще сохранялась позднеримская административно-территориальная система, когда во главе двух префектур стояли префекты, входившие по должности в синклит. Префектуры подразделялись на семь диоцез во главе с викариями. Диоцезы подразделялись на пятьдесят с лишним провинций во главе с их начальниками, а самым низшим звеном были округа, возглавляемые окружной администрацией. При такой системе управленческие полномочия глав префектур, диоцезов, провинций и округов сочетались с судебными, но были отделены от военных.

В Восточной Римской империи судебные учреждения подразделялись на светские и церковные. Суд был не вполне отделен от администрации. Высшим светским судом был суд императора, рассматривавший в первой инстанции дела о государственной измене и других особо тяжких преступлениях. В основном же этот суд служил апелляционной инстанцией на приговоры и решения, вынесенные в низших судах. Императорский синклит также являлся судебной инстанцией высшего уровня, рассматривая как первая инстанция тяжкие преступления (преимущественно государственные).

Церковные суды были строго централизованы: суду патриарха Константинополя подчинялись суды митрополитов. Ниже находились суды архиепископов, еще ниже – епископские суды. Их компетенция сводилась к юрисдикции в сфере религии, нравственности, а также в брачно-семейной сфере. В сферу деятельности церковных судов попадали и все дела с участием духовенства.

Византия – страна единого кодифицированного законодательства. В VI в. император Юстиниан кодифицировал римское право, которое впоследствии оказало большое влияние на развитие права европейского. Свод Юстиниана (Corpus juris civilis) – так назывался сборник законоположений, который вплоть до VIII в. оставался ведущим источником права в Восточной Римской империи. Он состоял из четырех частей: кодекса (основных установлений действующего римского права), дигест (собрания правовых положений и казусов), институций (краткого руководства по вопросам правоприменения и юридической техники) и новелл (новых правовых актов, изданных Юстинианом). Однако массивный Свод был очень труден для применения в судейской практике.

Поэтому в 726 г. по указанию императора-иконоборца Льва Исаврийского Свод Юстиниана был переработан. Созданная законодателями Эклога представляла собой сокращенный, исправленный, переработанный с учетом времени Свод Юстиниана, который с радостью восприняли судьи Византии.

Эклога состояла из 18 титулов, подразделявшихся на статьи, в которых содержались нормы гражданского, брачно-семейного, уголовного, процессуального, канонического права. Эклога была очень популярной не только в Византии, но и в славянских странах, поскольку в ней юридически четко было изложено действовавшее тогда право. Однако из-за краткости Эклоги многие нормы права не получили в ней отражения.

В приложение к Эклоге были включены четыре самостоятельных закона: Земледельческий, Военный, Морской и Моисеев. Земледельческий закон славяне называли «Славянским», поскольку он представлял собой запись норм обычного славянского права с дополнением их нормами византийского законодательства. Славянский закон регулировал преимущественно сельскохозяйственную сферу правоотношений, например, ответственность преступника за кражу зерна, за потраву посевов и пр. Морской закон – это частная компиляция обычного морского права. Кроме того, Морской закон определял порядок фрахта судна и перевозки грузов морским путем. В Военном законе были предусмотрены уголовно-правовые нормы, относящиеся к правонарушениям, совершенным военнослужащими. Моисеев закон состоял из морально-религиозных предписаний, заимствованных из Ветхого Завета. Моисеев закон считался своеобразным нравственным кодексом в Восточной Римской империи.

Среди преступлений византийское право особо выделяло нарушения святости алтаря и церковного убежища, вероотступничество, разграбление могил, хищение, прелюбодеяние. За совершение преступлений в качестве наказания применялись смертная казнь, битье плетьми, отсечение конечностей, денежный штраф.

В семейном праве получила распространение такая форма, как обручение – юридическое соглашение для подготовки к вступлению в брак. В случае расторжения соглашения без уважительных причин наступала ответственность в виде уплаты неустойки. Стороны в браке имели равные имущественные права.

Влияние канонического (церковного) права на жизнь византийского общества было огромно. В период с VI по XI вв. в Византии интенсивно составлялись номоканоны – сборники светского и канонического права. Но, по существу, номоканоны были источниками церковного права, так как они состояли преимущественно из постановлений патриархов Константинопольских и канонов вселенских соборов.

[1; 2; 1-7; 11; 12; 15; 20; 22].

Предыдущая