Поиск

Реклама

Администратор сайта



О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.

Предыдущая

1.4. История государства и права средних веков. Пути развития средневековых цивилизаций запада и востока

1.4.8. Государство и право Китая и Японии в средние века

В первых веках н.э. в Китае феодальные отношения стали господствующими. Укрепила свое положение крупная феодальная собственность на землю с правом купли-продажи, окрепло крупное землевладение «сильных домов», получила развитие система надельного землевладения на государственных землях. С 280 г. по указу императора Сым Яня каждый землевладелец получил право на полный надел земли, с которого 40 % урожая отдавал государству.

Император был единым сюзереном, олицетворявшим государство. Представители знати и чиновники делились на многочисленные группы и ранги. Верховная власть принадлежала императору (сыну Неба). Управление страной осуществлялось тремя палатами: одна палата руководила исполнительной властью, две других готовили и обнародовали указы императора. Империя была разделена на провинции, округа, уезды, в каждом из которых правили назначаемые из центра чиновники. Лишь в деревнях имелся выборный староста.

Во второй половине VI в. полководец Ян Цзянь основал династию Суй, которая в 589 г. объединила север и юг Китая. Представители этой династии стремились к установлению единодержавия. Усиление центральной власти сопровождалось закрепощением земледельцев и притеснением древних общинных деревенских организаций. В годы правления династии Суй, при которой велись длительные войны, шло сооружение Великого канала, строительство дворцов, что вызвало необычайный рост государственных расходов и увеличение взимавшихся с народа повинностей.

Такая политика стала причиной народных восстаний, руководители которых в 618 г. возвели на престол новую правящую династию – Тан. Танские императоры, стремясь подорвать влияние аристократии и создать прослойку служилых людей, всецело зависящих от императорского двора, ввели систему государственных экзаменов, успешная сдача которых и получение ученой степени открывали доступ к государственной службе. Таким путем был создан хорошо налаженный бюрократический аппарат управления. Главой государства был по-прежнему император – сын Неба. Он обладал верховной законодательной и судебной, а также духовной властью (был верховным жрецом) и имел неограниченные права.

При императоре действовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные сановники. Совет возглавляли два канцлера: левый (старший) и правый (младший), зачастую самостоятельно решавшие государственные дела. В их подчинении находилось шесть ведомств (министерств).

Управление страной осуществлялось тремя палатами: одна палата руководила органами исполнительной власти (ведомствами), две другие готовили и публиковали императорские указы, организовывали торжественные церемонии.

Управление на местах основывалось на территориальном принципе. Самой крупной административно-территориальной единицей империи была провинция. Территория страны делилась на десять провинций, которые, в свою очередь, подразделялись на области и уезды. На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из центра. В провинции действовали три управленческие службы во главе с уполномоченными чиновниками высоких рангов: административная, в обязанности которой входили учет населения и земель, сбор налогов, наблюдение за строительными работами и распределением воды; военная; надзорно-контрольная, находившаяся на особом положении: она должна была контролировать весь местный управленческий аппарат, вести борьбу с коррупцией и со злоупотреблениями чиновников. Деятельность этого органа способствовала централизации государственного аппарата.

Судебные дела в основном решались в уездных управах. В случае недостаточности доказательств дело откладывали или передавали специальному следственному судье по уголовным делам. В областях и провинциях действовали особые судебно-правительственные органы, которые рассматривали дела, связанные с тяжкими преступлениями – убийствами, крупными хищениями и т.д. Если дело не было окончательно решено в области или провинции, то оно направлялось в столичный судебно-следственный орган, где решения выносились от имени императора.

В социальной структуре средневекового Китая выделялись:

1)  благородные люди – светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. Это были привилегированные лица, которые освобождались от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые – и от налогов;

2)  добрый народ, или добрые люди – простонародье, по преимуществу мелкие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей;

3)  дешевый народ, или подлые люди – неполноправные свободные и рабы, государственные и частные. К неполноправным свободным относились безземельные и малоземельные крестьяне-арендаторы, находившиеся на положении полукрепостных и работавшие в «сильных домах» батраками, стражниками, слугами.

Каждой сословно-классовой группе был присущ определенный образ жизни, строго соблюдались правила поведения, определенный тип одежды, украшений, жилища. Запрещалось, минуя близлежащую сословную ступень, обращаться к людям более высокого социального ранга. Правда, в отличие от индийских варн переход из одной группы в другую был возможен.

Возникновение ортодоксального конфуцианства, ставшего затем на два с лишним тысячелетия доминирующим мировоззрением и законоведческой доктриной, связано с именем великого Кун-цзы (Конфуция – 551−478 гг. до н.э). Краткое же господство легизма в период империи Цинь (221−207 гг. до н.э.), во многом способствовавшее превращению заурядного княжества во всекитайскую державу, продемонстрировало также ограниченность возможностей командной силы законов и связанного с ними контроля и принуждения.

Самыми разработанными кодификациями начального периода средневековья оказались законы династии Тан (618−907) и династии Сум (907−1279). Первым крупным сводом законов стал Танский уголовный кодекс с комментариями и разъяснениями. Комментарии и разъяснения не только имели большую практическую ценность, но и облегчали ориентирование в обилии законодательных установлений. В этом состоит еще одна характерная особенность китайского средневекового законодательного искусства. Составление Танского кодекса было завершено в 653 г., а его обнародование состоялось только в 737 г.

Кодекс династии Сун «Исправленное и пересмотренное собрание уголовных законов» (составлен в 959 г., опубликован в 963 г.) во многом повторял Танский кодекс. Династия монгольских правителей Юань (1280−1368) предпочла подражание издревле существующим порядкам и превратила в законы специально отобранную судебную практику.

Основатель династии Мин (1368−1644) в предисловии к «Законам Великой династии Мин» XIV в., ставшим крупнейшим законодательным памятником минской эпохи, выразил свои ожидания и надежды относительно социального эффекта вводимых законов. В кодексе династии Мин 460 статьей законов, они собраны в 30 главах, но параллельно законы подразделяются на законы по ведомству:

·      чинов,

·      финансов,

·      церемоний,

·      наказаний,

·      общественных работ.

Япония – одна из современных великих мировых держав. Название страны происходит от слова Ниппон – буквально «страна восходящего солнца». Островное положение страны, отсутствие иностранного владычества, бережное отношение к памятникам прошлого позволили сохранить многие юридические древности, опираясь на которые можно воссоздать развитие государственно-правовой истории. Все попытки захватчиков из соседних стран поработить Японию терпели неудачу. Правда, в начале новой эры страна оказалась на некоторое время вассалом китайских императоров: в знак зависимости японцы посылали богдыханам подарки, платили дань.

В отличие от западноевропейской средневековой государственности Япония в своем государственно-правовом развитии прошла основные стадии:

-  VII−XII вв. – раннее средневековье: феодальные отношения только начинают складываться;

-  XIII−XVII вв. – развитое средневековье: сложилась феодальная сеньориально-вассальная структура со всевластием сегуна – «великого воеводы, покорявшего варваров»;

-  XVIII−XIX вв. – в новое время феодальные отношения сёгуната переживают кризис, это начало их распада.

К VII в. произошли крупные перемены в общественной жизни Японии. Родовой строй пришел в упадок, уступив место феодализму. Япония превратилась в раннефеодальное, относительно централизованное государство в форме монархии. Основателем династии считается крупный родоплеменной союз Ямато. Глава государства имел титул императора (дословно «сын Неба» – тэнно). Император Камму перенес в 784 г. столицу из Нара в соседний город Киото.

Легальное утверждение раннефеодальной монархии произошло в результате крупных реформ, получивших название «Манифест Тайка» (646). Согласно реформам почти все общественные земли стали государственной собственностью, а население – подданными императора, его вассалами, которые делились на две социальные группы: свободные – от крестьянина до аристократа и подлые – рабы, полусвободные. Государственная надельная, подушная подать распространялась почти на все население.

Эти реформы имели для Японии значение политической революции. Они знаменовали собой утверждение раннефеодального государства во главе с наследственным монархом – императором. В эру Тайка создается Министерство императорского двора, которое просуществовало до конца Второй мировой войны. Впоследствии, с ростом благосостояния и усилением клановых распрей, в Японии увеличивается политическое влияние буддийских иерархов. Поэтому к концу XI в. в стране фактически возникают три центра политического притяжения: императорский двор; домоуправление правящего клана; буддийские монастыри. По достижении совершеннолетия император, как правило, принудительно постригался в монахи, а на престол возводился его малолетний наследник – послушное орудие в руках правящего клана и буддийских иерархов. Так постепенно складывалась традиция двоевластия.

Высшая государственная власть в Японии, как и в Китае, принадлежала Большому Государственному совету, разрабатывавшему общие направления государственной политики. Возглавлял Государственный совет канцлер или старший министр. Непосредственные функции управления осуществляли два высших министра: левый (старший) и правый (младший), которые, в свою очередь, опирались на старших и младших советников. Государственному совету подчинялось восемь министерств (министерства императорского двора, общих дел, финансов, юстиции и др.), которые в отличие от Китая были тесно связаны с императорским домом. Палата цензоров с огромным штатом разъездных цензоров-контролеров следила за «чистотой обычаев и нравов» и проводила расследования в случаях нарушений нравственности в государстве.

Кардинальные перемены в стране наступают в XII в., когда к власти приходят сегуны и создают свои правящие династии. Термин «сёгунат» происходит от сокращенного обозначения одной из функциональных должностных обязанностей военачальника (в данном случае обязанностей по усмирению мятежных варварских племен). В общем значении сëгун – это военный диктатор, ставший наследственным должностным лицом, который доминировал над всеми властными структурами Японии с 1192 по 1867 гг. Режим сёгуната именовался также бакуфу – «правительство в походной палатке».

Император традиционно именовался «тэнно» (угодный Небу правитель), а для иностранцев наиболее употребительным оказался титул «микадо», заимствованный из поэтического словаря и означающий «свет-государь». С установлением первого сёгуната Минамото (1192 − 1333) двоевластие в Японии приобретает законченное выражение. Минамото стремился ликвидировать раздробленность страны, подавить распри, укрепить государство и свою власть.

Поскольку в средневековой Японии суд не был отделен от администрации, то судебные дела обычно разрешались тем ведомством, к которому относились проблемы. В ведении министерства юстиции, например, были два управления – взысканий (конфискация имущества и сбор штрафов в пользу казны) и тюремное управление (надзор за подследственными, за принудительными работами заключенных, исполнением приговоров). Наиболее сложные дела направлялись для рассмотрения в Государственный совет. Высшей апелляционной инстанцией в стране выступал император.

К XVII в. даймё (князья) подразделяются на две категории: непосредственные вассалы императора, занимавшие высшие должности в государстве; «внешние» даймё, не участвовавшие в делах управления, но сохранявшие титулы и привилегии.

Когда в начале XVII в. Япония объединяется под эгидой сегуна Иэясу Токугава, в 1615 г. издается Закон 18 статей, которыми регламентируются правовые статусы четырех основных сословий японского общества: самураев – си; крестьян – но; ремесленников – ко; торговцев – сё. Вне этого сословного деления находилась японская аристократия – кугэ, получавшая в качестве вознаграждения за службу рисовые пайки от сегуна. Исключались из общества социальные изгои – эта.

Крестьяне−общинники фактически находились в поземельной кабале, поскольку им запрещалось покидать общинную землю. Подушная подать зависимых крестьян – рисовая рента доходила порой до половины собранного урожая. Но в наиболее тяжелом положении находились японские холопы – они фактически были рабами.

Первые памятники японского права относятся еще к ранней эпохе Тайка (конституция Сётоку-тайси 604 г.). Но право в то время еще не выделялось из сферы религиозных и этических норм. Древняя религия японцев – синтоизм, вероучение местных племен, позднее переплетается с проникшим в страну буддизмом. Сосуществование двух религий стало своеобразным духовным плюрализмом. Обычаи, каноны синтоизма соблюдались населением при радостных событиях в жизни: рождении ребенка, свадьбе, уборке урожая, повышении по службе, очищении грехов путем омовения в реке и т. д. К буддизму обращались при печальных событиях: во время стихийных бедствий, при болезнях, смерти, на поминках. При этом день поминовения усопших отмечали песнями и танцами: буддизм, как известно, отрицая реальность существующего мира, утверждает истинность потустороннего мира «вечного блаженства».

Нормы поведения, близкие установкам конфуцианства в Китае, назывались в Японии «гири»: выделялись гири отца и сына, мужа и жены, старшего и младшего братьев; вне семьи существовали гири торговца и покупателя, хозяина и служащего и др. Гири отчасти заменяли собой право, но прежде всего это мораль. Соблюдались они автоматически, под страхом осуждения со стороны общества в случае неподчинения конкретным гири.

Военная каста (букэ, самураи) жила согласно собственному обычному праву (букэ-хо). Действовавший внутри касты «кодекс рыцарства» был основан на идее абсолютной преданности вассала сюзерену: вассал не имел никаких гарантий против произвола своего сюзерена. В 1232 г. был составлен Сборник обычаев военной касты, содержавший нормы уголовного права и «кодекс чести» самураев.

В законах феодальной Японии подробно расписаны права и обязанности вассалов и сюзеренов, особенно самураев. В своде Ясутоке Ходзе (XIII в.) самурай, приносящий клятву своему сюзерену, должен был сделать надрез на пальце и своей кровью смочить подпись. Моральный кодекс обязывал самурая быть верным своему господину, скромным, мужественным, готовым к самопожертвованию. Настоящий самурай, отправляясь в военный поход, давал три обета: забыть навеки свой дом, забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни.

Каждая социальная группа должна была выполнять в государстве строго определенные функции, причем обязанности каждого периодически уточнялись в сборниках рицу-рё. Характерно, что карательные нормы обозначались термином «рицу», административно-применительные – термином «рё».

Идеи и призывы конституции Сетоку 604 г. впоследствии нашли воплощение в законодательстве, которое содействовало преодолению клановой раздробленности и становлению единого централизованного государства. Из наиболее известных правовых сборников Японии раннего средневековья известны Тайхо-рё (701 г.) и Ёро рицу-рё (718 г.). Тайхо большей частью посвящен регулированию земельных отношений, а Ёро – уголовным и административным предписаниям.

Тайхо-рё представляет собой сборник тридцати законоустановлений, регулирующих широкий спектр налоговых и трудовых повинностей, обязанностей должностных лиц, а также общих рекомендаций по справедливому осуществлению общественных обязанностей правителя и народа и соблюдению традиционных морально-этических требований.

Ёро рицу-рё регулирует преимущественно сферу управления, включая судебную. К наиболее тяжким преступлениям здесь отнесены посягательства на носителей государственно-властных обязанностей, а также на родственников по восходящей линии. Утверждается солидарная ответственность наряду с персональной и должностной; различается степень соучастия в исполнении преступных действий. Для привилегированных сословий предусмотрено смягчение наказаний. Кодекс 100 статей, принятый в 1742 г., имел главной заслугой обобщение основного содержания признанных законов, в том числе Тайхо и Ёро.

[1. С. 340-373; 2. С. 383-454; 1-7;14; 16-18; 41; 50-54].

Контрольные вопросы

1.  Феодальные государства в странах средневекового Востока.

2.  Право собственности, семейное, наследственное, уголовное право в странах средневекового Востока.

3.  Государство и право Индии.

4.  Государство и право Японии.

5.  Государство и право Китая.

Предыдущая