Поиск

Реклама

Администратор сайта



В.С. Кашо, О.В. Роньжина
Муниципальное право России
Краткий конспект лекций по курсу. Новосибирск, СФУ, 2009.

Предыдущая

Раздел 10. Государственный контроль за местным самоуправлением. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

Лекция 15. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением за ненадлежащее исполнение своих функций вытекает из принципа народовластия и призвана обеспечить эффективную, в интересах населения, деятельность органов местного самоуправления. Согласно статьи 71 Федерального закона от 06.10. 2003 г. основания наступления ответственности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом. В качестве вида ответственности перед населением законом предусмотрен только отзыв депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления (рассматривался выше, как форма непосредственной демократии на местном уровне).

Другие формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением (конкретные основания  и формы ответственности, а также процедурные правила ее реализации) закрепляются в уставе муниципального образования.

На практике в уставах муниципальных образований предусматриваются следующие формам ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления  перед населением:

1) выражение недоверия представительному органу муниципального образования. При этом следует иметь в виду, что данное голосование нельзя назвать референдумом, так как современное законодательство о референдуме запрещает выносить подобные вопросы на референдум. Поэтому население лишено влиять на деятельность представительного органа  путем проведения референдума о его роспуске. Но такое голосование все равно возможно, лишь бы факт недоверия не связывался с императивной нормой о роспуске представительного органа.

2) выражение недоверия главе муниципального образования или отдельному депутату. Данная форма ответственности также может быть предусмотрена в уставе муниципального образования. Основания, процедура применения, правовые последствия такие же, как и при голосовании о выражении недоверия представительному органу местного самоуправления.

3) отчеты депутатов и выборных должностных лиц перед населением. Такая форма ответственности в общих чертах предусмотрена в Федеральном законе от 06.10.2003г. (например, п.5 статьи 36), а более подробно регулируется уставом муниципального образования. Отчеты депутатов, выборных должностных лиц перед населением также направлены на  поддержание связи между ними, информирование избирателей о работе органов власти и служат формой контроля населения за деятельностью избранных им лиц. Непредставление отчета или неудовлетворенность отчетом может послужить причиной инициирования более строгих мер ответственности. Периодичность и формы отчета определяются в уставе.

Предыдущая