Поиск

Реклама

Администратор сайта



О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.

Предыдущая

1.2. История государства и права стран Древнего мира

1.2.1. Государство и право Древнего Египта

Наиболее ранние государственные формы (протогосударства) начали образовываться в древневосточных цивилизациях – Древнем Египте, Древней Индии, Древней Месопотамии, Древнем Китае примерно в IV – III тысячелетии до н.э. в ходе разложения общинно-родовой организации. Это произошло почти одновременно, что до сих пор остаётся загадкой истории. Но причины, обусловившие этот процесс, с некоторой долей уверенности все же можно объяснить. Все эти высокоразвитые культуры возникли в долинах рек, что позволяло людям использовать речные воды для искусственного орошения земель и тем самым увеличивать производство продуктов питания. Это явилось стимулом для создания системы разделения труда и взаимного сотрудничества. В долинах рек Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Ганг и на побережье Жёлтого моря возникают государственные образования с правовыми нормами, созданными и охранявшимися центральной государственной властью. Формирование раннего египетского и ближневосточного права представляет большой интерес с точки зрения истории права, так как именно оно даёт возможность понять, каким образом более прогрессивные правовые нормы оказались в более древней эпохе развития человеческой культуры.

Государство Египет (страна бога Птаха, главного в пантеоне богов Мемфиса, столицы Нижнего царства) сложилось в северо-восточной части Африки. Культура египетского общества и право первоначально формировались на чувстве страха перед разливами Нила и обожествлении выносимого его водами живительного ила. Необходимость использования и регулирования разливов послужила стимулом, как для развития естественных наук, так и инженерного искусства, что, в свою очередь, способствовало созданию более совершенной юридической техники, необходимой для правового регулирования общественных отношений в процессе производства.

Для политического устройства египетского общества, как и других древневосточных обществ, характерны: сосредоточение власти в одном центре, традиционность, признание высшего божественного авторитета, органически вытекающего из сущего миропорядка, и т.д. Под восточной деспотией обычно понимается такая форма государственной власти и одновременно политического режима, когда:

−      полномочия главы государства не ограничены;

−      власть имеет теократический характер;

−      права и собственность общественных групп определяются центральной властью;

−      подавление личности, в том числе и свободного человека, приобретает всеобъемлющий характер;

−      консерватизм сельской общины превращает центральную власть в деспотию.

Правовые принципы и отдельные нормативные предписания древних египтян отражались в различных мифических преданиях о богах, в храмовых хрониках, жизнеописаниях фараонов, таких как «Поучение Птахотепа», «Книга мёртвых» и т.д. Так, например, «Книга мёртвых» представляла собой руководство о том, что должен был говорить человек, когда после своей физической смерти предстанет перед богом смерти Осирисом, чтобы дать ему ответ за свои действия при жизни. На этом воображаемом религиозном судебном процессе умерший мог сказать: «Я не причинял людям страданий».

Однако сохранившиеся письменные источники в форме папирусных документов, надписей на каменных плитах и памятниках слишком фрагментарны, чтобы дать полное представление о праве Египта древнейшего периода его истории. Согласно легенде начало древнейшему законодательству Египта положил бог Тот, передавший жрецам 42 священные книги, в которых излагались полномочия фараона и основные законы.

В древнеегипетской мифологии можно встретить описание различных правовых процедур и юридических символов. Именно египтяне стали рассматривать весы в качестве символа правосудия, справедливого суда. К весам приравнивали самого фараона: «Ты весы... Твой язык – стрелка весов, твое сердце – гири, твои уста – коромысло». Символом, олицетворявшим справедливость, выступало соответствующее верховное божество: сначала бог Осирис, «владыка справедливости и двух истин» (для земного и для загробного миров), а впоследствии – богиня справедливости и порядка Маат, которая символически изображалась в виде «пера истины». В загробном суде Осириса, происходившем во Дворце двух истин, этот символ Маат помещался на одну чащу весов правосудия, а душа (или сердце) умершего – на другую. Иероглифический знак, изображающий птицу и помещенный между двумя полукругами, обозначал понятие «законный», которое, по словам английского исследователя Т. Юнга, «довольно естественно происходит от божества в его способности судить».

Из сказанного можно сделать вывод, что правовые нормы той эпохи оправдывались принципом: обвинение и контробвинение должны быть равноценны, что характерно для многих правовых систем как стремление мотивировать правовые нормы в соответствии с этической нормой, в основу которой был положен принцип равноценности, эквивалентности, выражавшийся в форме требования справедливости и законности. Эти представления подразумевают, что каждый член общества, выполняя требуемые от него законом предписания, обретал право, согласно которому мог рассчитывать на получение того, что причиталось ему в соответствии с существовавшими тогда нормами правовой системы.

Жречество выступало в Древнем Египте своеобразным гарантом высокой управляемости населением и некоторой унифицированности правопорядка. Начиная с эпохи Древнего царства роль верховного жреца – «вещателя Маат» выполнял джати, совмещавший административные обязанности с жреческими и собственно судейскими функциями. Жрецы нередко по соглашению с фараонами оглашали в каждом номе специальный календарь благоприятных и несчастливых дней. Согласно этим магическим предписаниям египтяне не имели права в определенные дни осуществлять торговлю, обращаться в суд, отправляться в морскую экспедицию и пр. Специальные представители номового жречества на местах утверждали в окончательном виде и все постановления общинных судов по имущественным и семейным спорам.

Своды египетских законов до нас не дошли, о них сохранились только предания: о законах Менеса, о реформах Бокхориса и других событиях. Так, фараон XX династии Рамсес Великий обнародовал новые законы, среди которых наиболее важный предоставлял всем классам его подданных право собственности во всей его полноте. Фараон Бокхорис вошёл в историю как социальный реформатор, который ввёл запрет на обращение поданных в рабов за долги, запретил взимание двукратной суммы за предоставление займа, установил правило, что в случае заключения договора без записи доказательством могла служить клятва, особое внимание уделил регламентации торговых сделок и иных договоров. В определённых случаях силу источника права приобретали судебные решения фараона и джати, административные распоряжения должностных лиц и международные договоры.

В Древнем Египте, экономика которого имела преимущественно аграрный характер, особым образом регламентировались сфера имущественных отношений и сфера оборота земель. Здесь был разработан свод (каталог) всех земель страны – «Книга росписи земель Верхнего и Нижнего Египта», где все земли были расписаны по держателям полей (храмы, управления царской администрации, конкретные лица) на текущий год. Будучи верховным собственником земельного фонда страны, фараон («властелин всего, что обходит солнце») мог жаловать пахотную землю в качестве вознаграждения за службу отдельным жрецам, воинам и другим своим подданным вместе с обслуживающими ее государственными рабами и инвентарем. Такие земельные пожалования («дом номарха») приобретали статус временного частного землевладения (джет), хотя государственные чиновники продолжали управлять этими землями и взимать с них часть дохода. Постепенно эти землевладения приобретали статус частной собственности («дом отца моего»). В правовых документах, освещающих введение государственных служащих в должность, указывалось, что, во-первых, должностное владение неделимо (кто владеет домом, тот владеет и всеми остальными частями этого совокупного владения); во-вторых, его нельзя было унаследовать без назначения на ту же самую должность; в-третьих, запрещено пользоваться двумя неделимыми должностными владениями во избежание путаницы при исполнении связанных с правом владения обязанностей.

Все водные источники считались собственностью фараона и облагались в местных хозяйствах особым налогом, который распространялся не только на воду в каналах, водоёмах, колодцах, но даже в бурдюках и на деревья, в тени которых эти бурдюки вешались.

Иная недвижимость (жилые дома, сады и пр.) и все движимые вещи могли отчуждаться свободным египтянам без соответствующей обязанности нести службу и с почти неограниченным правом распоряжения. «Так как сказал фараон: повелеваю, чтобы муж всякий творил в отношении имущества его по желанию его».

Отдельную категорию составляла семейная собственность, находившаяся под контролем старшего члена семьи, особо оберегавшего так называемую культовую собственность для погребальных целей. К категории священных земель, на которых, в частности, запрещалось возводить частные постройки или разбивать сады, относились земли под дворцово-храмовыми сооружениями, усыпальницами, стелами, обелисками, гробницами священных животных и птиц (например, священных соколов).

В многочисленных документах и надписях, касающихся оформления различных обязательств, встречаются клятвы, которые стороны произносят по требованию суда или по собственной инициативе. Так, при заключении в суде договоров найма рабов их владельцы клятвенно удостоверяли получение денег за весь оговоренный в договоре период найма, обязуясь одновременно возместить работой этих же рабов возможные дни их болезни. Владелец сдаваемого в наем осла клятвенно заверяет нанимателя, что никакое третье лицо не имеет на него прав.

За нарушение обязательств древнеегипетское законодательство предусматривало штраф, равный двукратной стоимости предмета обязательства. В судебной практике встречались дела об оговорках, связанных с нарушением обязательств по независящим от сторон причинам. В таких случаях договоры расторгались в судебном порядке, а стороны возвращались в первоначальное положение.

Важной составной частью формировавшейся древнеегипетской правовой системы стали нормы брачно-семейного и наследственного права. Хорошо известны слова Геродота о положении женщины в египетском обществе, которое явно было более независимо по сравнению с положением женщины в других странах древности: «Женщины у них посещают площадь и торгуют». Продолжая играть на протяжении всей истории Древнего Египта значительную роль в социальной и хозяйственной жизни всего общества, женщина и в семье занимала довольно высокое положение в качестве «владычицы дома». В связи с этим получил распространение брак-партнерство с правом голоса свободной женщины при оформлении брачного контракта, в котором закреплялось не только раздельное супружеское имущество, но и свобода развода. Каждый брачный договор сопровождался символическим обрядом обмена «брачными» браслетами (впоследствии железными кольцами) и передавался на утверждение джати. Последний четко следил за тем, чтобы в тексте контракта содержалась детальная опись имущества жены, определялись суммы обязательных для мужа выплат на содержание его супруги. Для египтян понятия «построить дом» и «взять жену» были синонимами. Свадебный обряд был достаточно прост, так как основная часть брачной церемонии заключалась в переходе невесты с ее приданым из отцовского дома в дом жениха. После свадьбы муж продолжал обычно называть жену «сестра» (сенет), а не «супруга» (хемет), как ее называли родственники по линии мужа.

Вполне официально заключались браки между родственниками (например, дядьями и племянницами), а также признавались полигамные браки для фараонов и отдельных чиновников. Старшая жена в гареме фараона (как правило, приходившаяся ему старшей сестрой) ведала к тому же организацией дворцового ритуала, занимая должность «хозяйки дома царя». В современной литературе нередко говорится о частом заключении браков между братьями и сестрами, однако это было характерно лишь для высшего сословия и царского рода.

Отец не имел права отказаться от своего ребенка в случае, если его матерью была не «владычица дома», т. е. не законная супруга, а рабыня. Страбон отмечает удивительный обычай древних египтян, которому они придавали большое значение, – вырастить всех родившихся у них детей. Супруг вполне легально мог содержать в своем доме наложниц, а его неверность, как правило, не каралась никакими санкциями. За проступок или ослушание муж был вправе наказывать свою жену, однако жестокое избиение могло стать поводом к судебному разбирательству и привести к вынесению приговора, предусматривающего сто палочных ударов с лишением права на совместно приобретенное имущество. Юридическая практика Позднего царства свидетельствует, что брачные контракты не препятствовали женщине в соответствующих случаях развестись и завести новую семью. Для этого достаточно было иметь приданое определенной стоимости, составленный брачный контракт и оговоренные в нем условия относительно будущего совместно нажитого имущества. После кончины одного из супругов общим имуществом продолжал пользоваться оставшийся в живых, а в отношении своей доли (две трети вносил муж и только одну треть – жена) имел полное право распоряжения. Одним из самых неблагоприятных последствий развода по инициативе мужа была его обязанность передать все свое имущество в управление старшему сыну с последующим разделом между всеми детьми. Это правило не распространялось на особый имущественный комплекс целевого назначения, выделенный для исполнения обязанностей по уходу за погребениями родителей.

«Старшим сыном» и наследником согласно воле главы семьи мог быть объявлен любой из детей, в том числе от предшествовавших браков. Важнейшей обязанностью и священным долгом сыновей являлись достойные похороны отца и постоянная забота о его гробнице. Дочь наследовала наравне с братьями, т.е. наследство могло передаваться как по мужской, так и по женской линии. Если мать оказывалась старшей, а братья и другие сестры были малолетними, она назначалась «управительницей» над всеми наследниками. Остальные дети, как правило, отстранялись от наследства, работали на положении низших членов в хозяйстве патриархальной семьи и со временем были обязаны выйти из ее состава.

Особой чертой древнего египетского уголовного права было осознание необходимости сохранения мира, поэтому примирительное право вместе с его системой штрафов (наказаний) стало средством решения спорных вопросов (конфликтов). Штрафные санкции рассматривались как адекватные нарушению интересов противной стороны, что в свою очередь способствовало установлению в правовом мышлении идеи: равное за равное. Поэтому если фараон прибегал к наказанию, то это значило, что его божественная воля нарушена, а установленный богами порядок поколеблен.

В «Книге мертвых» содержался перечень сорока двух самых тяжких для египтян грехов-преступлений, каковыми признавались преступления против фараона и государства и религиозно-культовые преступления. К первым относились измена во время ведения военных действий, заговор против монарха, мятеж, разглашение государственной тайны, «переход Реки» (посещение соседнего нома без разрешения), а также должностные преступления. Так, при фараоне Хоремхебе (1319−1292 гг. до н. э.) началась борьба против коррупции среди чиновников и, в частности, против взяточничества, в случае которого при наличии показаний двух свидетелей виновный подвергался смертной казни.

Вторая категория тяжких преступлений обособилась в связи с тем, что уголовно-правовые представления египтян впитали в себя различные мифологические образы, в том числе тотемические. В частности, в каждом номе существовала особая административная должность «смотрителя за священными животными». Так, шакал был особым животным с точки зрения древнеегипетской религии, так как его голова присутствовала в изображениях некоторых богов (например, бога Анубиса и бога Упуата). В связи с тем, что одной из ипостасей бога солнца Ра был «великий огненный кот», преследовалось любое посягательство на жизнь представителей семейства кошачьих. Так, в случае гибели кошки виновный приговаривался к смертной казни независимо от того, намеренно или случайно она была убита. С архаичными мифологическими представлениями египтян было связано также особое отношение к традициям в ношении одежды и украшений (это делалось, чтобы быть узнаваемыми номовыми божествами и добрыми духами). Поэтому переодевание в платье лица другого сословия, должностного ранга или даже пола обрекало виновного на публичное наказание, сопряженное с посмертным «раздвоением» его души на суде Осириса и вечными ее поисками на «полях мрака Амени».

Особо жестоко преследовались такие преступления, как посягательство на храмовую собственность, кража погребального имущества и ограбление некрополя. Так, один правитель Фив возбудил дело об ограблении некрополя, сославшись на то, что это «преступление великое, подлежащее наказанию через казнь сажанием на кол». Согласно указу Сети I кража храмового имущества наказывалась 100 ударами и взысканием в пользу храма штрафа в стократном размере стоимости украденного. За кражу храмового скота вору отрезали нос и уши, после чего его отдавали в рабство храму, а членов его семьи делали зависимыми людьми того же храма. Кроме того, всякие святотатцы лишались права на совершение погребальных церемоний и обрекались на загробные кары.

Отдельную категорию составляли преступления против личности (убийство, нарушение правил врачевания, повлекшее смерть больного) и против семьи и нравственности (прелюбодеяние, изнасилование). Постепенно обособилась и группа преступлений против частной собственности (кража, грабеж, мошеннические действия в виде обмеривания или обвешивания и пр.). В качестве наказания за эти преступления предусматривалось, как правило, возвращение похищенного имущества и выплата в качестве штрафа дву- или трехкратной стоимости украденного в пользу потерпевшего. Ростовщичество преследовалось в связи с тем, что оно относилось к низким ремеслам, недостойным добропорядочного подданного, им могли заниматься только чужеземцы (евреи, критяне, финикияне).

Основной целью наказания было устрашение. В «Поучении Мерикара» были заложены некоторые общие принципы и основы системы наказаний: «Остерегайся карать опрометчиво! Не убивай – нет тебе в этом пользы, наказывай побоями и заключением; благодаря этому будет заселяться эта страна; исключение лишь для бунтовщика, чей замысел раскрыт». В систему наказаний входили: смертная казнь (сажание на кол, отдача на съедение крокодилам и пр.); заключение в тюрьму; обращение в рабство; ссылка на каторжные работы в Эфиопию, Нубию и другие страны; телесные и членовредительные наказания; лишение звания и превращение должностного лица в ремесленника или земледельца; денежный штраф; конфискация частных рабов в пользу государства. Фараон мог использовать свое право помилования преступников.

«Дух египетского права (как показывает Диодор) состоял не только в том, чтобы установить отдаленную перспективу наград и наказаний или просто угрожать мщением богов, но в том, чтобы применять более убедительные стимулы настоящего возмездия. Кроме того, египтяне проявляли заботу о том, чтобы правосудие отправлялось в соответствии с достоинством дела и чтобы перед трибуналом не оказывалось предпочтения или уважения лицам. Ими было принято также другое важное правило, согласно которому правосудие следует отправлять милостиво; и оно должно быть, следовательно, доступно для бедных так же, как для богатых. Самый дух их законов заключался в том, чтобы оказать защиту и помощь подвергшимся насилию, и все, что вело к поощрению беспристрастного судебного решения, в особенности восхвалялось египетскими мудрецами».

[1. С. 36-120; 2. С. 11-99; 1-7; 16; 20-22].

Предыдущая