Поиск

Реклама



Б.М. Гонгало, Т.И. Зайцева, П.В. Крашенинников, Е.Ю. Юшкова, В.В. Ярков
Настольная книга нотариуса

Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во «Волтерс Клувер», 2004.

Предыдущая

Глава 14. Удостоверение доверенностей

§1. Доверенность как гражданско-правовая сделка

2. Форма доверенности

Форма доверенности является одним из основных требований, предъявляемых к ней. Доверенность не может существовать вне письменной формы. В отличие от ранее действовавшего ГК по новому Кодексу в настоящее время большинство доверенностей может быть оформлено в простой письменной форме и не требует обязательного нотариального удостоверения.

Нотариально удостоверена должна быть лишь доверенность, выданная на совершение сделок, требующих обязательной нотариальной формы (п. 2 ст. 185 ГК). По ныне действующему законодательству это главным образом договоры о залоге недвижимого имущества, договоры ренты, договоры об уступке права (требования) или перевода долга, если сами требования или долг основаны на сделке, совершенной нотариально.

В практике применения ст. 185 ГК до настоящего времени не сформировалось единого мнения по поводу того, подлежат ли обязательному нотариальному удостоверению доверенности юридических лиц, выданные на совершение сделок, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению; при этом отдельными авторами отстаиваются диаметрально противоположные точки зрения на этот вопрос. Мнение о возможности оформления любых доверенностей от имени юридических лиц в простой письменной форме высказывается и некоторыми известнейшими цивилистами России.

Вместе с тем юридическая конструкция ст. 185 ГК такова, что сделать на основании нее подобный вывод вряд ли возможно. Действительно, в соответствии с п. 5 названной статьи доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Однако эта норма не носит характер исключения из общего правила, предусмотренного п. 2 указанной статьи.

В п. 5 ст. 185 вообще не идет речи о форме (простой письменной либо нотариальной) доверенности, а устанавливаются лишь дополнительные требования к этой форме, касающиеся исключительно только доверенностей от имени юридических лиц, тогда как сама по себе форма доверенностей от их имени (простая письменная или нотариальная) уже определена в п. 2 статьи. Возможность установления дополнительных требований к форме доверенностей, равно как и любых иных сделок, предусмотрена ст. 160 ГК, в соответствии с которой законом, иными правовыми актами и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки (совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и т.п.). Таким образом, требования, предусмотренные п. 5 ст. 185 ГК, - это не что иное, как дополнительные требования к форме доверенностей от имени юридических лиц, порядок и механизм их выдачи, а именно: наличие помимо соответствующей подписи еще и печати организации. Дополнительное требование к форме содержится в обсуждаемой статье и в отношении доверенностей от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности: доверенность от его имени на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей кроме названных реквизитов должна содержать также подпись главного (старшего) бухгалтера этой организации. Только после соблюдения указанной процедуры оформления доверенности встает вопрос об определении ее основной формы в соответствии с п. 2 ст. 185 ГК с известным выводом: доверенности на совершение сделок, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению, сами должны быть нотариально удостоверены.

Обязательному нотариальному удостоверению подлежат также доверенности, выдаваемые в порядке передоверия полномочий, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 ст. 185 ГК (доверенности на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий, вкладов граждан в банках и на получение корреспонденции, в том числе денежной и посылочной).

В обязательном нотариальном порядке должны быть удостоверены также некоторые доверенности на совершение определенных юридически значимых действий. Так, на основании п. 2 ст. 9 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» нотариально засвидетельствованы должны быть доверенности на получение повторного свидетельства о государственной регистрации каких бы то ни было актов гражданского состояния.

В соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате доверенности на совершение любых предусмотренных законом сделок и выполнение любых не противоречащих закону действий могут быть удостоверены нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах (ст. 36), занимающимися частной практикой (ст. 35), и должностными лицами консульских учреждений (ст. 38).

К сожалению, законодательно до настоящего времени не решен вопрос о возможности удостоверения доверенностей должностными лицами органов местного самоуправления, остро стоящий в практике работы нотариусов. Согласно ст. 37 Основ в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса отдельные виды нотариальных действий (в том числе удостоверение доверенностей) вправе совершать должностные лица органов исполнительной власти. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ установлено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, в том числе и исполнительной. Согласно ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органам местного самоуправления могут быть переданы отдельные государственные полномочия. Наделение государственными полномочиями производится на основании закона. В настоящее время такого закона не имеется, хотя принятие его (либо внесение изменений в ныне действующее законодательство о местном самоуправлении) объективно необходимо.

Приравниваются к нотариально удостоверенным доверенностям (п. 3 ст. 185 ГК):

- доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;

- доверенности военнослужащих в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этой части, соединения, учреждения или заведения;

- доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;

- доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

В нотариальной практике достаточно часто возникает вопрос, приравниваются ли к нотариально удостоверенным доверенности, удостоверенные начальниками следственных изоляторов (СИЗО) и изоляторов временного содержания (ИВС). Поскольку СИЗО и ИВС не являются местами лишения свободы, а являются лишь местами временного содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, то доверенности, в силу закона требующие обязательной нотариальной формы, начальниками названных учреждений удостоверены быть не могут. Вместе с тем известны ситуации, когда гражданин, уже приговоренный судом к лишению свободы, в силу каких-либо обстоятельств отбывает наказание не в колонии, а в следственном изоляторе. В подобных случаях следственный изолятор является для него местом лишения свободы, и начальник СИЗО вправе удостоверить от его имени доверенность, которая будет приравниваться к нотариальной. Однако совершенно очевидно, что указанное обстоятельство необходимо отразить в тексте доверенности.

Не могут быть удостоверены доверенности, требующие обязательной нотариальной формы, главными врачами и их заместителями, а также какими-либо другими врачами больниц, санаториев и других лечебных учреждений, не относящихся к военно-лечебным.

Предыдущая