Поиск

Реклама



О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.

Предыдущая

Раздел 2. Организация самостоятельной работы студентов

2.4. Право Древнего Китая

Развитие истории права Древнего Китая было связано с влиянием двух противоборствующих философских учений – конфуцианства (этико-политические догматы) и легизма (политико-правовые концепции). Их общей чертой была политическая направленность, стремление организовать жизнь китайцев на «рациональных» и «справедливых» началах, понимаемых каждой школой по-своему. В результате острой борьбы эти школы пришли к компромиссу и примирению.

Конфуций утверждал, что средством поддержания справедливого порядка является не закон, а традиционные моральные нормы (ли), соблюдение которых связано со скрупулезно разработанным ритуалом.

Наиболее ярким представителем легизма был Шан Ян, который считал, что правитель обладает абсолютной властью и с помощью строго установленного закона (фа) определяет все стороны жизни подданных. В результате мораль задавала стереотип поведения, а право с помощью наказаний запрещало от него уклоняться: «Там, где недостает «ли», следует применять «фа», или то, что наказуемо по «фа», не может быть дозволено по «ли»…».

В X в. до н.э. в Китае уже существовал Уголовный кодекс, включавший 3 тысячи статей и 500 видов преступлений, что, видимо, было порождено неэффективностью системы управления, которую пытались компенсировать жестокостью наказаний. Самой развитой областью законодательства было карательное законодательство, о чем свидетельствуют «Чжоуское законодательство», «Книга правителя области Шан (Шан цзюнь шу), «Циньское уложение о наказаниях».

Главной целью семинарского занятия по теме «Право Древнего Китая» является ознакомление студентов с особенностями правовой культуры изучаемого периода, нормами  уголовного права, которые составляли основное содержание правовых памятников, а также и других правоотношений, существовавших в Древнем Китае.

При этом целесообразно рассмотреть следующие вопросы:

1.  Источники права Древнего Китая, их общая характеристика.

2.  Регулирование имущественных отношений.

3.  Основные понятия и принципы уголовного права Древнего Китая.

4.  Брак и семья.

5.  Судебный процесс.

Студентам следует сравнить роль обычая и закона в обществе с точки зрения учения Конфуция. Для закрепления изученного материала необходимо поработать с тестами.

Далее даны тесты для закрепления материала и самопроверки:

1.  Глава Иньского царства:

а)    император;

б)   микадо;

в)    ван;

г)    раджа.

2.  Его компетенции:

а)    военноначальник, жрец, глава администрации;

б)   суд, организация совместного богослужения, контроль за образованием;

в)    жрец, сборщик налогов, учитель;

г)    глава администрации, учитель, судья.

3.  Шан Ян в IVв. до н.э. Провел серию реформ, которые включали:

а)    различия между брахманами и шудрами;

б)   налог на землю, единую систему мер и веса;

в)    права авелум и мушкенум;

г)    права фараонов;

4.  "Хорошее управление" считали легисты, осуществляется на основе:

а)    законов и обычного права;

б)   традиций и религии;

в)    убеждений и воспитания;

г)          жестоких наказаний и законов, обязательных для всех.

5.  Понятие " у син " включало:

а)    семь способов рабства;

б)   пять видов показаний;

в)    правила купли-продажи;

г)    заключение брака.

6.  От телесных наказаний освобождались:

а)    старше 10 лет и младше 60 лет;

б)   младшие сыновья в семье;

в)    все старше 60 лет;

г)    младше 8 лет и старше 70.

7.  Отец мог продавать детей кроме:

а)    больных детей;

б)   младших детей;

в)         старшей дочери;

г)    старшего сына.

8.  Запрещались доносы под угрозой смертной казни на:

а)    монахов и жрецов;

б)   чиновников всех уровней;

в)    родителей и близких родственников;

г)    соседей.

Предыдущая