Поиск

Реклама



О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.

Предыдущая

Раздел 2. Организация самостоятельной работы студентов

2.3. Право Древней Индии

Особое место среди источников права Древней Индии занимают дхармашастры – религиозно-нравственные, правовые предписания  и правила (дхармы) и артхашастры – трактаты о политике и праве, среди которых трактат, приписываемый брахману Каутилье (≈I в. до н.э.). Наиболее известные драхмашастры – это Законы Ману (II в. до н.э. – II в. н.э.). Их появление связано с тем, что правовая мысль Древней Индии приспосабливалась к нуждам практического применения. Законы Ману представляют собой сборник религиозно-моральных наставлений, относящихся в своей окончательной редакции к середине II в. н.э. На протяжении многих веков он являлся наиболее авторитетным в индуизме. Состоит сборник из 12 глав, включающих 2685 статей. Правовые нормы упорядочены на основе 18 поводов судебного разбирательства (VIII, 3). Слово «дхарма» происходит от санскритского «то единое, что охватывает и поддерживает все вещи вместе» и означает вечный космический порядок или закон, включающий естественные и моральные нормы, а также нормы обычного права. В более узком, распространенном значении «дхарма» – это долг, обязанности, правила, образ жизни добродетельного индуса. Термин «шастра» означает трактат, сочинение, таким образом, получается «трактат о дхарме».

Эти правовые памятники дают представление об обычном праве, религиозных и моральных нормах, о делении общества на варны и т.д. Способ их изложения включает в себя и произведения других жанров – веды, обычаи (ачара, адагара), указы правителей, советы знатоков правил поведения и т.д.

В Законах Ману главное место занимает иерархия варн (варнадхарма), включающая брахманов, кшатриев, вайшиев, шудр. В памятнике присутствуют элементы простейшего понятийного юридического аппарата как стремление к преодолению казуистичности. Следует обратить внимание на обособленное положение каждой из варн, особенно шудр и чандалов, а также на положение рабов и указать способы приобретения рабства и разряды рабов.

Изучение дхармашастр Ману и артхашастр Каутильи на семинарских занятиях дает студентам представление о религиозной соционормативной культуре Древней Индии, о правовых нормах сложившейся на практике общественной иерархии, о нормах брачно-семейного права, особенностях регулирования имущественных отношений и т.д.

При рассмотрении статей, посвященных вещным правам, следует различать практику и идеологизирование декларации автора. Различают собственность и владение, способы приобретения собственности (см. ст. 129 гл. X, ст. 115 гл. X, ст. 147 гл.VIII).

Если первые три способа приобретения собственности по Законам Ману доступны для всех, то четвертый – только для кшатриев, пятый и шестой – для вайшиев, седьмой – для брахманов (ст. 115 гл. X, ст. 147 гл. VIII, ст. 129 гл. X).

Особое внимание следует уделить условиям действительности и недействительности сделок – противоречие закону или установленному обычаю (ст. 164 гл. VIII, ст. 165, 167 гл. III, ст. 167, 163 гл. XIII).

Брачно-семейным отношениям посвящены IX, II, III и др. главы. Здесь даны условия заключения и расторжения брака, распределения наследства в соответствии с варновой принадлежностью, различные формы брака и т.д. Следует обратить внимание на ст. 56, 57 гл. III, ст. 147, 148, 154 гл.V, ст. 13, 14, 15-17 гл. IX, ст. 213, 214 гл.II и ст.226, 233, 416 гл.VIII.

Уголовное право наиболее полно отражено в VII и VIII главах. Необходимо определить сущность понятий «преступление» и «наказание», выделять стадии совершения преступления, формы соучастия, проследить противоречия в правовом материале (ст. 322, 332, 380, 358 гл. VIII). Преступления делились на государственные, против личности, нравственности, должностные, лжесвидетельства и т.д. Суд и судебный процесс представлены в самом общем виде, но ст. 16, 31, 140, 141 гл. VII и гл. VIII дают представление о процедурах судебного разбирательства, указываются случаи, допускающие внесудебные санкции (ст. 16, 31 и др. гл. VII, гл. VIII), самоуправство (ст. 48, 49, 50 гл.VIII).

Студенты должны получить сведения о нормах брачно-семейного права, изучить особенности правового регулирования имущественных отношений в условиях древнеиндийского общества, получить представление о преступлениях и наказаниях, ознакомиться с элементами судоустройства и правилами судопроизводства.

Общая характеристика Артхашастры Каутильи должна начинаться с установления значения термина «артхашастра». В переводе с санскрита «артха» – польза. Следовательно, это трактат о пользе. Согласно древнеиндийскому учению, положенному в основание Артхашастры Каутильи, в человеческой жизни существуют три ценности или цели: 1) артха; 2) дхарма; 3) кама.

При этом под служением артхе понималось стремление правителя к накоплению в стране материальных благ, под служением дхарме – поддержание правителем общественного порядка, под служением каме – достижение любви к себе со стороны своих подданных.

В этом сборнике более подробно излагаются правила судопроизводства и нормы, регулирующие имущественные отношения. Студентам необходимо сравнить указанные памятники, чтобы определить, в каком из двух произведений элементы абстрактного юридического мышления выражены сильнее и, соответственно, юридический аппарат развит в большей степени.

Для достижения указанных целей необходимо рассмотреть следующие вопросы:

1.  Источники права в древней Индии, их общая характеристика.

2.  Правовое положение основных групп населения.

3.  Институты брачно-семейного права.

4.  Институты вещного права. Виды договоров.

5.  Преступления и наказания.

6.  Суд и судебный процесс в Дхармашастре Ману и Артхашастре Каутильи.

 

Далее даны тесты для закрепления материала и самопроверки:

1.  Суд в Древней Индии назывался:

а)    драхма;

б)   паришад;

в)    сабха;

г)    ражда.

2.  Сколько было известно поводов для обращения в суд по Законам Ману:

а)    10;

б)   18;

в)    28;

г)    20.

3.  Предусматривалось ли ответственность за неисполнение раджой своих обязанностей:

а)    да, по воле бога;

б)   нет;

в)    да, по законам.

4.  Взыскать долг по Законам Ману допускалось:

а)    хитростью, принуждением и силой;

б)   царским указом для чиновников;

в)    решением суда общины;

г)    призвав к совести должника.

5.  Раздача милостыни, жертвоприношения, изучение Вед – это  обязанность:

а)    вайши;

б)   брахмана;

в)    кшатрия;

г)    шудры.

6.  Варны - это:

а)    сословия в Древней Индии;

б)   члены жреческих родов;

в)    военная аристократия;

г)    сельские общины.

7.  Совет царских сановников - паришад:

а)    осуществлял судопроизводство;

б)   занимался управлением и выполнением приказов царя;

в)    командовал армией;

г)    выполнял жреческие полномочия.

8.  Законы Ману указывают следующие способы возникновения права собственности:

а)    наследование, покупка, завоевание, исполнение работы;

б)   покупка и наследование;

в)    получение в виде дара;

г)    наследование, дар, находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение милостыни.

9.  Регламентируя институт договора, Законы Ману установили правило, сохранившееся до наших дней:

а)    секретность договора;

б)   контроль со стороны государства;

в)    запрещались сделки с безумным, малолетним и пьяным;

г)    условия договора устанавливались местной администрацией.

Предыдущая