О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.
Предыдущая |
Раздел 2. Организация самостоятельной работы студентов
2.5. Античное государство и право
Культурный мир древних греков отличался сочетанием единства и многообразия. Центром этой культуры было побережье Эгейского моря, которое объединяло греческие племена в единое культурное и экономическое пространство, при том, что они были разделены на множество больших или меньших самостоятельных политических и государственных образований. С историко-правовой точки зрения, значение греческих городов-государств (полисов) заключалось в том, что они заложили основу для формирования понятий, относящихся к науке о государстве и праве. Так, древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.) создал учение о путях развития правового государства, утверждая, что каждое государство должно пройти, как стадии монархию, аристократию (господство родовой знати), олигархию (господство небольшой группы богатых лиц), тиранию и дойти до демократии. Но лучшей формой власти он считал монархию. Платон (427-347 гг. до н.э.) в диалоге «Государство» делает наброски идеального общества, в котором справедливость должна находиться под защитой государства, распределяющего права и обязанности между гражданами, в зависимости от тех функций, которые они выполняют в государстве.
Особенностью афинской демократии было то, что определялось понятием «isonomia», т. е. равные права перед законом. Поэтому законы должны учреждаться и толковаться народом. При этом следует учитывать, что афинская демократия не соответствовала современному понятию демократии, т.к. в ее основе лежало рабство, дискриминация женщин и др. слоев населения.
С точки зрения истории права наиболее древними источниками античного права являются законы Драконта (конец VII в. до н.э.), регулирующие государственное устройство Афин, преступления и наказания и т. д. Содержанием этих законов являлось обобщение юридической практики, сложившейся со времен Гомера. Поэтому в них еще нет многих элементов юридической техники, присущей поздней эпохе античного права.
В процессе развития античного общества начинают сформировываться классические правовые системы, которые были связаны со становлением и развитием государства, права и нашли свое выражение в реформах Солона. Он установил равенство перед законом (isonomia) и народный суд (heliaia) как основу для развития демократических институтов.
В противоположность Афинам в Спарте установилась военно-аристократическая республика, в которой искусственно сдерживалось развитие частной собственности, жестко регламентировалась частная жизнь народа с целью подавления покоренных илотов. Основателем спартанских порядков считался Ликург, создатель ретр – основных ее законов.
Античное государство не сохранило письменных источников права, поэтому их можно изучать по рассказам древних писателей: Аристотеля – «Афинская полития», Плутарха – «Сравнительные жизнеописания», Динара и Эсхина – «О законах, касающихся статуса должностных лиц» и др.
Далее даны тесты для закрепления материала и самопроверки:
1. Демосфен утверждал, что каждый гражданин при демократии должен быть наделен в равной мере:
а) землей;
б) правами;
в) рабами;
г) свободой.
2. Законы, по мнению афинян, должны учреждаться:
а) богами;
б) архонтами;
в) народом
г) судом.
3. Единственная крупная работа в области законотворчества была создана:
а) Аристотелем;
б) Периклом;
в) Солоном;
г) Платоном.
4. Эвпатриды обладали исключительным правом:
а) участия в народных собраниях;
б) закладывать земли за долги;
в) на занятие общественных должностей;
г) на устранение от общественных дел.
5. Коллегия архонтов:
а) руководила страной;
б) назначала чиновников;
в) контролировала (hеliаiа) суд присяжных;
г) руководила строительством судов.
6. По реформе Солона реальной гарантией возвращение кредита становится:
а) имущество должника;
б) личность должника;
в) семья должника;
г) род должника.
7. Остракизм должен был:
а) предотвратить государственный переворот;
б) способствовать судам выносить решения;
в) контролировать сбор налогов;
г) управлять администрацией.
8. Основными органами Афинского государства являлись:
а) сенат, суд, администрация;
б) народное собрание, Совет пятисот, гелиэя;
в) император, тайный совет, канцелярия;
г) народное собрание, Совет четырехсот, жрецы.
9. В работе народного собрания могли принимать участие:
а) все население с 20 лет;
б) мужчины с 20 лёт;
в) женщины с 25 лет;
г) женщины и метеки.
10. Солон разрешил продавать за границу:
а) должников;
б) оливковое масло;
в) свиней;
г) лошадей.
Предыдущая |