О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.

Предыдущая

Раздел 2. Организация самостоятельной работы студентов

2.5. Античное государство и право

Культурный мир древних греков отличался сочетанием единства и многообразия. Центром этой культуры было побережье Эгейского моря, которое объединяло греческие племена в единое культурное и экономическое пространство, при том, что они были разделены на множество больших или меньших самостоятельных политических и государственных образований. С историко-правовой точки зрения, значение греческих городов-государств (полисов) заключалось в том, что они заложили основу для формирования понятий, относящихся к науке о государстве и праве. Так, древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.) создал учение о путях развития правового государства, утверждая, что каждое государство должно пройти, как стадии монархию, аристократию (господство родовой знати), олигархию (господство небольшой группы богатых лиц), тиранию и дойти до демократии. Но лучшей формой власти он считал монархию. Платон (427-347 гг. до н.э.) в диалоге «Государство» делает наброски идеального общества, в котором справедливость должна находиться под защитой государства, распределяющего права и обязанности между гражданами, в зависимости от тех функций, которые они выполняют в государстве.

Особенностью афинской демократии было то, что определялось понятием «isonomia», т. е. равные права перед законом. Поэтому законы должны учреждаться и толковаться народом. При этом следует учитывать, что афинская демократия не соответствовала современному понятию демократии, т.к. в ее основе лежало рабство, дискриминация женщин и др. слоев населения.

С точки зрения истории права наиболее древними источниками античного права являются законы Драконта (конец VII в. до н.э.), регулирующие государственное устройство Афин, преступления и наказания и т. д. Содержанием этих законов являлось обобщение юридической практики, сложившейся со времен Гомера. Поэтому в них еще нет многих элементов юридической техники, присущей поздней эпохе античного права.

В процессе развития античного общества начинают сформировываться классические правовые системы, которые были связаны со становлением и развитием государства, права и нашли свое выражение в реформах Солона. Он установил равенство перед законом (isonomia) и народный суд (heliaia) как основу для развития демократических институтов.

В противоположность Афинам в Спарте установилась военно-аристократическая республика, в которой искусственно сдерживалось развитие частной собственности, жестко регламентировалась частная жизнь народа с целью подавления покоренных илотов. Основателем спартанских порядков считался Ликург, создатель ретр – основных ее законов.

Античное государство не сохранило письменных источников права, поэтому их можно изучать по рассказам древних писателей: Аристотеля – «Афинская полития», Плутарха – «Сравнительные жизнеописания», Динара и Эсхина – «О законах, касающихся статуса должностных лиц» и др.

 

Далее даны тесты для закрепления материала и самопроверки:

1.  Демосфен утверждал, что каждый гражданин при демократии должен быть наделен в равной мере:

а)    землей;

б)    правами;

в)     рабами;

г)     свободой.

2.  Законы, по мнению афинян, должны учреждаться:

а)    богами;

б)    архонтами;

в)     народом

г)     судом.

3.  Единственная крупная работа в области законотворчества была создана:

а)    Аристотелем;

б)    Периклом;

в)     Солоном;

г)     Платоном.

4.  Эвпатриды обладали исключительным правом:

а)    участия в народных собраниях;

б)    закладывать земли за долги;

в)     на занятие общественных должностей;

г)     на устранение от общественных дел.

5.  Коллегия архонтов:

а)    руководила страной;

б)    назначала чиновников;

в)     контролировала (hеliаiа) суд присяжных;

г)     руководила строительством судов.

6.  По реформе Солона реальной гарантией возвращение кредита становится:

а)    имущество должника;

б)    личность должника;

в)     семья должника;

г)     род должника.

7.  Остракизм должен был:

а)    предотвратить государственный переворот;

б)    способствовать судам выносить решения;

в)     контролировать сбор налогов;

г)     управлять администрацией.

8.  Основными органами Афинского государства являлись:

а)    сенат, суд, администрация;

б)          народное собрание, Совет пятисот, гелиэя;

в)           император, тайный совет, канцелярия;

г)     народное собрание, Совет четырехсот, жрецы.

9.  В работе народного собрания могли принимать участие:

а)    все население с 20 лет;

б)    мужчины с 20 лёт;

в)     женщины с 25 лет;

г)     женщины и метеки.

10.  Солон разрешил продавать за границу:

а)    должников;

б)    оливковое масло;

в)     свиней;

г)     лошадей.

Предыдущая

Поиск

Реклама