Поиск

Реклама

Администратор сайта



А.С. Волосников, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда, Д.В. Кудрякова
Земельные споры

Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. - 178 с.

Предыдущая

Лекция 6. Споры, возникающие в связи с реализацией экономических мер по использованию и охране земель

6.1. Споры, связанные с применением законодательства о земельном налоге

Земельный налог играет особую роль в налоговой системе Российской Федерации, он является одним из двух поимущественных местных налогов и полностью зачисляется в бюджеты муниципальных образований.

Земельный налог - это основная форма платы за пользование земельными ресурсами, вид местного налога. Плательщиками являются как физические, так и юридические лица, которым земля предоставлена в собственность, владение или пользование[223].

В силу ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации[224] налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.  В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Как уже было сказано выше, земельный налог относится к местным налогам. Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, за исключением налогов, в отношении которых предусмотрен  специальный налоговый режим.

Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Исходя из статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога  признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не являются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Под земельным участком согласно статье 11.1 ЗК РФ понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Следовательно, объект налогообложения возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован[225].

Не признаются объектом налогообложения: земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; земельные участки из состава земель лесного фонда; земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Итак, перейдем непосредственно к вопросу споров, связанных с применением законодательства о земельном налоге. Здесь важно выяснить судебную подведомственность данного вида споров.

В соответствии с ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй данной статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Согласно положениям ч. 2 ст. 27 АПК РФ  арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

Ненормативные акты налоговых органов могут быть обжалованы в арбитражный суд или суд общей юрисдикции в зависимости от субъектного состава и характера спорного правоотношения. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов госорганов или их должностных лиц, если полагают, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления экономической деятельности (ст. 198 АПК РФ). Если ненормативный акт не затрагивает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то заявление подается в суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ и Законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»[226].

В силу статьи 2 НК РФ, а также правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации[227]  отношения в сфере налогообложения носят публично-правовой характер. Соответственно публично-правовая природа предопределяет, что указанные споры могут быть рассмотрены районными и городскими судами.

 Согласно п. 1 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ мировой судья рассматривает дела о выдаче судебного приказа, в том числе о взыскании недоимки по налогам.

Не менее важным является вопрос о лицах, имеющих право обращаться в суды с заявлениями в связи с нарушением налогового законодательства. К ним, в частности, относятся налоговые органы и налогоплательщики.

Что касается причин возникновения данного вида споров, то преобладающую часть споров, связанных с применением законодательства о земельном налоге, составляют требования налоговых органов о взыскании с юридических лиц обязательных платежей и санкций по земельному налогу (недоимки, авансовых платежей, пеней), а также  о взыскании налогов и сборов с физических лиц. Остальная часть дел - это дела по требованиям юридических лиц об оспаривании решений налоговых органов, касающихся начисления земельного налога и иски физических лиц к налоговым органам.

Говоря о взыскании обязательных платежей и санкций по земельному налогу с физических лиц, необходимо отметить, что  согласно ст. 48 НК РФ для повышения эффективности и ускорения судопроизводства, установлен специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому принудительный порядок взыскания недоимок с физических лиц состоит из двух процедур: искового порядка взыскания недоимок и приказного порядка взыскания[228].

Необходимо обратить внимание, до 3 января 2011 статья 48 НК РФ предусматривала исключительно исковой порядок взыскания недоимок с физических лиц. На сегодняшний день законодатель отказался от обязательного искового порядка взыскания недоимки по налогам, пени, штрафам и перевел процедуры взыскания недоимок в приказной порядок, предусмотренный главой 11 НК РФ. Вместо искового заявления налоговые органы подают заявление о взыскании. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Таким образом, суды обязаны рассматривать заявления о взыскании в порядке главы 11 ГПК РФ (Судебный приказ), а подсудность указанных споров отнесена к мировым судьям. Соответственно по требованиям направленным после  3 января 2011 года налоговые органы  обращаются  с требованиями в порядке установленном новой редакцией ст. 48 НК РФ. Если требования направлены до 3 января 2011 года налоговые органы  обращаются в суд   только в исковом порядке.

Следовательно, после 3 января 2011 ст. 48 НК РФ установлен не только шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (фактически заявления о вынесении судебного приказа на взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица), но и шестимесячный срок на подачу соответствующего искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Здесь важно отметить, что в случае вынесения судом определения об отмене судебного приказа налоговый орган обязан в дальнейшем обращаться только с исковым заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в течение шести месяцев с даты отмены судебного приказа.

Анализируя практику арбитражных судов при рассмотрении споров, связанных с взиманием земельного налога, можно отметить, что часто отсутствует единообразное толкование и применение норм налогового и земельного законодательства, а также ряда других федеральных законов[229]. Достаточно часто районными (городскими) судами и мировыми судьями области допускаются ошибки в применении норм как процессуального, так и материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

При рассмотрении споров, связанных с применением законодательства о земельном налоге, суду надлежит исследовать следующие обстоятельства:

– установление фактического пользования земельным участком;

– наличие решения о предоставлении земельного участка;

– наличие оснований для освобождения от уплаты земельного налога;

– правильность исчисления сумм земельного налога.

Обязательным условием для правильного разрешения заявления о взыскании является представление доказательств вручения налогового уведомления, то есть  отправление налогового уведомления заказным письмом. Шестой день с даты отправления налогового уведомления  заказным письмом  считается днем вручения налогового уведомления. Требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов является доказательством досудебного разрешения разногласий между налогоплательщиком и налоговым органом, с вручением (направлением) которого связано право налогового органа обратиться с заявлением о взыскании в суд.

Подводя итог рассмотрению вопроса о спорах, связанных с применением законодательства о земельном налоге, можно сделать следующие выводы:

–  земельный налог – это вид местного налога, основная форма платы за пользование земельными ресурсами;

–  плательщиками земельного налога являются как физические, так и юридические лица, которым земля предоставлена в собственность, владение или пользование;

– данный вид споров рассматривается в арбитражных судах, судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями;

– обращаться в суды с заявлениями в связи с нарушением налогового законодательства имеют право налоговые органы и налогоплательщики;

– преобладающую часть споров, связанных с применением законодательства о земельном налоге, составляют требования налоговых органов о взыскании с юридических  и физических лиц обязательных платежей и санкций по земельному налогу, остальная часть дел - это дела по требованиям юридических и физических лиц об оспаривании решений налоговых органов, касающихся начисления земельного налога;

– в отличие от юридических лиц, принудительный порядок взыскания недоимок с физических лиц состоит из двух процедур: приказного порядка взыскания и искового порядка взыскания недоимок.



[223] Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М. 2007.

[224] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ с изм. и доп.  от 22 октября 2014 года // СЗ РФ. 2000. №32. Ст. 3340;  2014. №45. Ст. 6159 (далее НК РФ),

[225] О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года № 54 // Вестник ВАС РФ. 2009. № 9.

[226] Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4866-1 с изм. и доп. от  9 февраля 2009 года // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. №19. Ст. 685; СЗ РФ. 2009. №7. Ст. 772.

[227] По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции»:  Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года№ 20-П // СЗ РФ. 1997.  № 1. Ст. 197.

[228] О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 29 ноября 2010 № 324-ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 49. Ст. 6420.

[229]Авдеев В.В. Земельный налог // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2011. № 9.  С. 28 – 32.

Предыдущая