🤔 Вы же наверняка задумывались, как помочь своей половинке зарабатывать больше? Но что делать, если во всех этих маркетингах и процедурах не разбираешься от слова «совсем»? Мы нашли выход — это сервис VisitTime
Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
— Сам записывает клиентов и напоминает им о визите
— Персонализирует скидки, чаевые, кешбек и предоплаты
— Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать
А еще там первый месяц бесплатно, поэтому лучшее, что вы можете сделать сейчас — установить или показать его своей принцессе Всё интуитивно понятно и просто, достаточно нажать на этот текст и запустить чат-бота
А.С. Волосников, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда, Д.В. Кудрякова
Земельные споры
Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. - 178 с.
Предыдущая |
Лекция 6. Споры, возникающие в связи с реализацией экономических мер по использованию и охране земель
6.1. Споры, связанные с применением законодательства о земельном налоге
Земельный налог играет особую роль в налоговой системе Российской Федерации, он является одним из двух поимущественных местных налогов и полностью зачисляется в бюджеты муниципальных образований.
Земельный налог - это основная форма платы за пользование земельными ресурсами, вид местного налога. Плательщиками являются как физические, так и юридические лица, которым земля предоставлена в собственность, владение или пользование[223].
В силу ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации[224] налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Как уже было сказано выше, земельный налог относится к местным налогам. Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, за исключением налогов, в отношении которых предусмотрен специальный налоговый режим.
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Исходя из статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не являются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Под земельным участком согласно статье 11.1 ЗК РФ понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Следовательно, объект налогообложения возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован[225].
Не признаются объектом налогообложения: земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; земельные участки из состава земель лесного фонда; земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
Итак, перейдем непосредственно к вопросу споров, связанных с применением законодательства о земельном налоге. Здесь важно выяснить судебную подведомственность данного вида споров.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй данной статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
Согласно положениям ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.
Ненормативные акты налоговых органов могут быть обжалованы в арбитражный суд или суд общей юрисдикции в зависимости от субъектного состава и характера спорного правоотношения. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов госорганов или их должностных лиц, если полагают, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления экономической деятельности (ст. 198 АПК РФ). Если ненормативный акт не затрагивает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то заявление подается в суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ и Законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»[226].
В силу статьи 2 НК РФ, а также правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации[227] отношения в сфере налогообложения носят публично-правовой характер. Соответственно публично-правовая природа предопределяет, что указанные споры могут быть рассмотрены районными и городскими судами.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ мировой судья рассматривает дела о выдаче судебного приказа, в том числе о взыскании недоимки по налогам.
Не менее важным является вопрос о лицах, имеющих право обращаться в суды с заявлениями в связи с нарушением налогового законодательства. К ним, в частности, относятся налоговые органы и налогоплательщики.
Что касается причин возникновения данного вида споров, то преобладающую часть споров, связанных с применением законодательства о земельном налоге, составляют требования налоговых органов о взыскании с юридических лиц обязательных платежей и санкций по земельному налогу (недоимки, авансовых платежей, пеней), а также о взыскании налогов и сборов с физических лиц. Остальная часть дел - это дела по требованиям юридических лиц об оспаривании решений налоговых органов, касающихся начисления земельного налога и иски физических лиц к налоговым органам.
Говоря о взыскании обязательных платежей и санкций по земельному налогу с физических лиц, необходимо отметить, что согласно ст. 48 НК РФ для повышения эффективности и ускорения судопроизводства, установлен специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому принудительный порядок взыскания недоимок с физических лиц состоит из двух процедур: искового порядка взыскания недоимок и приказного порядка взыскания[228].
Необходимо обратить внимание, до 3 января 2011 статья 48 НК РФ предусматривала исключительно исковой порядок взыскания недоимок с физических лиц. На сегодняшний день законодатель отказался от обязательного искового порядка взыскания недоимки по налогам, пени, штрафам и перевел процедуры взыскания недоимок в приказной порядок, предусмотренный главой 11 НК РФ. Вместо искового заявления налоговые органы подают заявление о взыскании. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Таким образом, суды обязаны рассматривать заявления о взыскании в порядке главы 11 ГПК РФ (Судебный приказ), а подсудность указанных споров отнесена к мировым судьям. Соответственно по требованиям направленным после 3 января 2011 года налоговые органы обращаются с требованиями в порядке установленном новой редакцией ст. 48 НК РФ. Если требования направлены до 3 января 2011 года налоговые органы обращаются в суд только в исковом порядке.
Следовательно, после 3 января 2011 ст. 48 НК РФ установлен не только шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (фактически заявления о вынесении судебного приказа на взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица), но и шестимесячный срок на подачу соответствующего искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Здесь важно отметить, что в случае вынесения судом определения об отмене судебного приказа налоговый орган обязан в дальнейшем обращаться только с исковым заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в течение шести месяцев с даты отмены судебного приказа.
Анализируя практику арбитражных судов при рассмотрении споров, связанных с взиманием земельного налога, можно отметить, что часто отсутствует единообразное толкование и применение норм налогового и земельного законодательства, а также ряда других федеральных законов[229]. Достаточно часто районными (городскими) судами и мировыми судьями области допускаются ошибки в применении норм как процессуального, так и материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
При рассмотрении споров, связанных с применением законодательства о земельном налоге, суду надлежит исследовать следующие обстоятельства:
– установление фактического пользования земельным участком;
– наличие решения о предоставлении земельного участка;
– наличие оснований для освобождения от уплаты земельного налога;
– правильность исчисления сумм земельного налога.
Обязательным условием для правильного разрешения заявления о взыскании является представление доказательств вручения налогового уведомления, то есть отправление налогового уведомления заказным письмом. Шестой день с даты отправления налогового уведомления заказным письмом считается днем вручения налогового уведомления. Требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов является доказательством досудебного разрешения разногласий между налогоплательщиком и налоговым органом, с вручением (направлением) которого связано право налогового органа обратиться с заявлением о взыскании в суд.
Подводя итог рассмотрению вопроса о спорах, связанных с применением законодательства о земельном налоге, можно сделать следующие выводы:
– земельный налог – это вид местного налога, основная форма платы за пользование земельными ресурсами;
– плательщиками земельного налога являются как физические, так и юридические лица, которым земля предоставлена в собственность, владение или пользование;
– данный вид споров рассматривается в арбитражных судах, судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями;
– обращаться в суды с заявлениями в связи с нарушением налогового законодательства имеют право налоговые органы и налогоплательщики;
– преобладающую часть споров, связанных с применением законодательства о земельном налоге, составляют требования налоговых органов о взыскании с юридических и физических лиц обязательных платежей и санкций по земельному налогу, остальная часть дел - это дела по требованиям юридических и физических лиц об оспаривании решений налоговых органов, касающихся начисления земельного налога;
– в отличие от юридических лиц, принудительный порядок взыскания недоимок с физических лиц состоит из двух процедур: приказного порядка взыскания и искового порядка взыскания недоимок.
[223] Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М. 2007.
[224] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ с изм. и доп. от 22 октября 2014 года // СЗ РФ. 2000. №32. Ст. 3340; 2014. №45. Ст. 6159 (далее НК РФ),
[225] О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года № 54 // Вестник ВАС РФ. 2009. № 9.
[226] Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4866-1 с изм. и доп. от 9 февраля 2009 года // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. №19. Ст. 685; СЗ РФ. 2009. №7. Ст. 772.
[227] По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции»: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года№ 20-П // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 197.
[228] О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 29 ноября 2010 № 324-ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 49. Ст. 6420.
[229]Авдеев В.В. Земельный налог // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2011. № 9. С. 28 – 32.
Предыдущая |