Поиск

Реклама

Администратор сайта



А.С. Волосников, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда, Д.В. Кудрякова
Земельные споры

Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. - 178 с.

Предыдущая

Лекция 5. Споры с органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав на земельные участки и государственный земельный надзор

5.2. Споры с органами, осуществляющими государственный земельный надзор. Споры о признании незаконными и отмене постановлений о привлечении к административной ответственности за совершение земельного правонарушения

Государственный земельный надзор в Российской Федерации осуществляется тремя уполномоченными государственными органами исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года № 689 «О государственном земельном надзоре»[220] данная задача возложена на:

– Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр);

– Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор),

– Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).

Надзор осуществляется путём организации и проведения проверок. Возникающие при этом земельные споры должны разрешаться путём соблюдения земельным инспектором предоставленных полномочий.

Так инспекторами Росреестра проверяется:

а) выполнение требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов;

б) порядка переуступки права пользования землей;

в) выполнение требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

г) выполнение требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

д) порядок предоставления сведений о состоянии земель;

е) исполнение предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Сотрудники Росприроднадзора осуществляют надзор за соблюдением:

а) выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых;

б) выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

в) выполнения требований законодательства РФ о недопущении использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков;

г) режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов.

На должностных лиц Росельзознадзора возлагается надзор за соблюдением на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений:

а) выполнения в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;

б) выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

В соответствии со статьёй 23.21 КоАП РФ[221] Росреестр рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями КоАП РФ.

Статья 7.1 КоАП (самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости –  без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности).

Часть 1 статьи 7.2 КоАП РФ (уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков).

Статья 7.10 КоАП РФ (в части самовольной переуступки права пользования землей, а равно самовольного обмена земельного участка).

Статья 8.8 КоАП РФ (использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом; невыполнения или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению).

Должностные лица Росреестра или его территориального органа также вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в случае выявления признаков административных правонарушений, предусмотренных:

– ст. 17.7 КоАП РФ (невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении);

– ст. 17.9 КоАП РФ (заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод);

– ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей);

– ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства);

– ст. 19.6 КоАП РФ (непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения);

– ст. 19.7 КоАП РФ (непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или искаженном виде);

– ст. 19.26 КоАП РФ (заведомо ложное заключение эксперта);

– ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ).

При разрешении вопроса о правомерности действия инспектора в ходе спора необходимо учитывать, что ст. 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [222] плановые проверки в отношении участков юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года. В отношении же земельных участков физических лиц в законе никаких временных рамок нет.

Кроме плановой проверки может быть проведена также и внеплановая, но для нее нужны веские основания. Внеплановые проверки проводятся при наличии особый оснований в следующих случаях:

– для контроля за исполнением предписаний, которые были выданы на ранее обнаруженные нарушения;

– при обнаружении обстоятельств, которые позволяют предполагать нарушение земельного законодательства;

– при получении от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц или граждан документов и иных доказательств, которые подтверждают нарушения земельного законодательства;

Для того чтобы провести проверку необходимо соответствующее распоряжение. В распоряжении указывается ФИО государственного инспектора по использованию и охране земель. Заверенная печатью копия распоряжения о проведении проверки должна быть предъявлена госземинспектором до начала проведения проверки руководителю или иному должностному лицу юридического лица, либо индивидуальному предпринимателю, либо гражданину одновременно со служебным удостоверением.

В служебном удостоверении инспектора должна быть указана должность в качестве главного инспектора, заместителя главного инспектора или инспектора.

В силу своих полномочий земельный инспектор может проверить основания пользования участком, обследовать фактическое состояние земли, а также провести проверку по его целевому использованию. Для этого среди прочего он проводит опрос граждан, получает объяснения, проводит измерения и фотосъемку. Инспектор может провести проверку, как единолично, так и совместно с комиссией.

Пользователь участка в свою очередь должен будет предоставить документ, который подтверждает законность использования земли. Таким документом может быть, как договор аренды, купли-продажи, так и постановление об отводе участка, или же документы о наследстве.

Если же земля находится в собственности и получена после 1 января 1999 года, то инспектору в обязательном порядке необходимо предъявить свидетельство о регистрации права собственности.

Все действия инспектора должны быть отражены в соответствующих документах. А по результатам проверки составляется акт, где делается запись о наличии или отсутствии нарушений земельного законодательства на проверяемом участке.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в случае признания лица виновным в совершении правонарушения выносится постановление о назначении административного наказания.

Одновременно с постановлением о назначении административного наказания (либо с постановлением о прекращении производства по делу при наличии события правонарушения) выносится предписание об устранении нарушения земельного законодательства с установлением срока устранения нарушения.

При возникновении споров об обжаловании постановлений о привлечении к административной ответственности за совершение земельного правонарушения действуют процессуальные правила, предусмотренные КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении обжалуется:

–  вынесенное судьей - в вышестоящий суд;

– вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска предусмотренного срока, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу.

Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

– об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

– об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

– об отмене постановления и о прекращении производства по делу;

– об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований;  

– об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.



[220] О государственном земельном надзоре: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года № 689 // СЗ РФ. 2006. № 47. Ст. 4919.

[221] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ с изм. и доп. от 4 ноября 2014 года // СЗ РФ. 2002. №1 (часть1). Ст. 1; 2014. № 45. Ст. 6142 (далее КоАП РФ).

[222] О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ с изм. и доп. от 14 октября 2014 года // СЗ РФ. 2008. №52 (ч. 1). Ст. 6249; 2014. №42. Ст. 5615.

Предыдущая