Поиск

Реклама

Администратор сайта



В.С. Кашо, О.В. Роньжина
Муниципальное право России
Краткий конспект лекций по курсу. Новосибирск, СФУ, 2009.

Предыдущая

Раздел 3. Возникновение и развитие местного самоуправления в России

Лекция 3. Возникновение и развитие местного самоуправления в России

2. Организация власти на местах в советский период

На протяжении большей части Советской власти в государственной доктрине и в законодательной практике термин «местное самоуправление» применительно к организации власти на местах не употреблялся. Развитие страны шло по пути ликвидации всех органов, которые хоть в какой-то степени претендовали на автономию от государства. Так, обращением НКВД от
4 января 1918 года «Об организации местного самоуправления» и одноименным циркуляром от 6 февраля 1918 года все прежние органы местного самоуправления были упразднены, а единственными органами власти признавались Советы, которые провозглашались частицами «единой государственной власти на местах»[7]. В 1927-1929 годах были приняты законы, обеспечивающие подчинение крестьянских общин сельским Советам (утверждение решений сходов и контроль за их выполнением, изъятие у них средств налогообложения), а с завершением коллективизации общины были полностью ликвидированы, их имущество передано сельским Советом. Во второй половине 30-х годов упразднены существовавшие в городах общественные домовые комитеты, жилищно-арендные кооперативные товарищества, осуществлявшие на принципах самоуправления и самофинансирования эксплуатацию жилых домов.

Представительными органами государственной власти в краях, областях, городах, районах, поселках и сельсоветах являлись Советы, избираемые с 1936 года на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, исполнительными органами – исполкомы, формально формируемые Советами. Концептуально Советы рассматривались как «работающие корпорации», которые сочетают в одних руках принятие решения, их исполнение и контроль за проведением принятых решений в жизнь. Фактически Советы не являлись самостоятельными, так как работали под руководством аппарата соответствующих исполкомов и партийных органов. Вся система управления страной была жестко централизованной.

Некоторые шаги по развитию местного самоуправления связаны с периодом «оттепели» 50-х годов и провозглашением на XXII съезде КПСС в 1961 году курса на перерастание социалистической государственности в «коммунистическое общественное самоуправление». Местное самоуправление стало рассматриваться только как общественное, с помощью которого граждане на общественных началах станут осуществлять большую часть государственных функций. Несмотря на утопизм данных идей, неоправданный крен в сторону общественных начал за счет умаления государственных, после длительного перерыва стал употребляться термин «местное самоуправление», в массовом порядке создавались территориальные органы общественной самодеятельности населения (уличные, квартальные комитеты, советы микрорайонов). Однако государственный аппарат на местах не уменьшался, органы общественной самодеятельности в тех условиях оказались неспособными организовать эффективное управление на местах, поэтому о местном самоуправлении опять стали говорить как о чужеродном явлении, существующем в буржуазных странах.



[7] Сборник нормативных актов по советскому государственному праву. М., 1984. С. 22.

Предыдущая