Поиск

Реклама

Администратор сайта



В.С. Кашо, О.В. Роньжина
Муниципальное право России
Краткий конспект лекций по курсу. Новосибирск, СФУ, 2009.

Предыдущая

Раздел 9. Экономическая основа местного самоуправления

Лекция 14. Муниципальные финансы

3. Расходная часть муниципального бюджета

Расходы местного бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. Расходы местных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации все расходы местных бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные. Капитальные расходы включают инновационные и инвестиционные расходы, а также расходы, направленные на увеличение муниципального имущества, другие расходы, отнесенные к капитальным экономической бюджетной классификацией: капитальное строительство, капитальный ремонт, приобретение земли и проч.).

Текущие расходы – это часть расходов местного бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов местного самоуправления, бюджетных учреждений и другие расходы, отнесенные к числу текущих Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» (оплата труда гражданских служащих, приобретение предметов снабжения и расходных материалов, оплата коммунальных услуг и проч.). Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Бюджетный кодекс Российской Федерации в статье 86 определяет, на основании чего возникают расходные обязательства муниципального образования, и за счет каких средств они выполняются. Так, расходные обязательства муниципального образования возникшие в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Расходные обязательства, возникшие вследствие принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам.

Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).

Существует два способа определения расходной части бюджета: затратный и результативный (когда расходы муниципального образования рассчитываются по методу БОР – бюджетирование ориентированное на результат). При первом способе отсутствует зависимость  размеров ассигнований от количества и качества выполняемых функций  и оказываемых органами местного самоуправления  в пределах их компетенции услуг физическим и юридическим лицам (публичных услуг). Основой расчета расходов являются обычно  штатная численность персонала органа, размеры занимаемых помещений и другие обеспечивающие параметры. Результативный бюджет разрабатывается на основе калькуляции расходов на выполнение функций, отдельных видов работ и достижение определенных результатов.

Новшеством является обязанность органов местного самоуправления вести реестр расходных обязательств, под которым понимается используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств. Реестр расходных обязательств муниципального образования ведется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования и  представляется финансовым органом муниципального образования в финансовый орган субъекта Российской Федерации в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации.

Предыдущая