Поиск

Реклама

Администратор сайта



О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.

Предыдущая

1.5. История государства и права в Новое и Новейшее время

1.5.6. Конституционное законодательство в период консульства и империи Наполеона Бонапарта (1799-1804)

После установления в 1794 г. режима Термидорианской республики и принятия Конституции 1795 г. к власти во Франции пришла крупная буржуазия. Наиболее видные революционеры были казнены, а тысячи арестованы. В стране около пяти лет проводилась так называемая «политика качелей», когда горстка лидеров Директории, стремилась, прежде всего, обеспечить себе беспринципными средствами личную карьеру и благосостояние.

Правящие круги буржуазии видели свое политическое спасение в создании альтернативного режима военной диктатуры, которая силой оружия могла бы защитить их интересы. В среде заговорщиков оказался весьма популярным генерал Наполеон Бонапарт – более всего благодаря победам французских армий в Италии и Египте под его предводительством.

9-10 ноября 1799 г. Бонапарт с помощью войск разогнал Законодательный корпус и упразднил Директорию. Страной юридически стали управлять три консула, но реальная власть перешла в руки первого консула (Бонапарта).

Конституция 13 декабря 1799 г. (VIII года Республики), созданная по известной директиве Наполеона: «Пишите коротко и неясно», юридически закрепила новый государственный режим, основными признаками которого были плебисцитарная основа конституции; игнорирование положений Декларации прав человека и гражданина; верховенство правительства; новая избирательная система.

Краткая, похожая на протокол, Конституция 1799 г. внешне сохранила республиканский строй. Законодательная власть «расщеплялась» между несколькими органами: Государственным советом, Трибунатом, Законодательным корпусом, Охранительным сенатом и Первым консулом:

·      Государственный совет по указанию и под руководством
правительства составлял и предлагал законопроекты;

·      трибуны (100 человек) обсуждали законопроект и направляли его в Законодательный корпус;

·      Законодательный корпус не обсуждал, а только принимал
законопроекты, за что его прозвали «300 немых»;

·      Охранительный сенат выполнял функции конституционного контроля;

·      Первый консул подписывал законопроекты.

К органам законодательной власти, таким образом, формально относились Законодательный корпус, Трибунат, Охранительный сенат, Государственный совет, но все эти учреждения маскировали фактическое единовластие Первого консула, без подписи которого ни один нормативный акт в государстве не имел шансов стать законом.

Хотя исполнительная власть формально принадлежала трем консулам, но Первый консул обладал особым статусом. В компетенцию главы правительства, Первого консула, входило осуществление исполнительной власти; назначение и смещение министров, генералов, послов, высших чиновников, судей, членов Государственного совета – нового органа, созданного Бонапартом в качестве консультативного при правительстве.

Существенные изменения по новой Конституции претерпело избирательное право. Вводилась избирательная система, получившая известность как «представительство по плебисциту». Избранию на первом этапе подлежала десятая часть граждан – жителей коммуны (мужчин старше 21 года), включенных в коммунальные списки. Затем они избирали из своего состава также десятую часть (департаментские списки). На последнем этапе составлялся национальный список – десятая часть граждан департаментского списка. Лица, включенные в последний список, лично Бонапартом назначались высшими чиновниками на вакантные должности.

Конституция 1799 г. упразднила выборность местных органов. Управление империей строилось на принципах жесткой централизации. Теперь правительство стало назначать мэров и членов совещательных советов коммун и городов, следуя директиве Наполеона: «Обсуждать коллегиально, решать единолично». Это означало, что советы коммун при мэрах, советы префектур при префектах ничего не решали – за все отвечали соответственно мэры и префекты. Департаменты были поделены на округа и коммуны. В департаменте административные и полицейские функции перешли целиком к префекту, в округе – к супрефекту, в городе – к мэру. Местные руководители полностью подчинялись центральной власти, поэтому роль правительственных чиновников постоянно возрастала. Франция превратилась в своеобразную монархию с сохранением республиканских атрибутов, выборов, плебисцитов, гимна «Марсельеза», трехцветного флага революции.

В 1802 г. путем плебисцита Бонапарт был объявлен пожизненным консулом. Его власть приобретала все более явный монархический характер, а в 1804 г. плебисцитарным Органическим сенатус-консультом он был провозглашен императором французов Наполеоном I.

В своих руках Бонапарт сосредоточил всю исполнительную и законодательную власть. Армия к этому времени стала профессиональной. Соответственно монархической форме правления складывался и облик императорского двора: родственники, приближенные Бонапарта получали титулы графов, князей, принцев, создавались и придворные должности. Постепенно Наполеон I вообще перестал ссылаться на Конституцию 1799 г., так как считал себя выше любого, даже основного закона. Таким образом, при Наполеоне Бонопарте в целом сложился государственный аппарат буржуазной Франции, причем бюрократическая централизация стала его основным принципом.

Первая французская империя просуществовала почти      15 лет, и ее внешнеполитическая история – это история непрерывных захватнических войн. После неудачного «похода» войск Франции в Россию русские, австрийские, прусские и английские войска вступили во Францию. Империя Наполеона потерпела крах.

[1. С. 479-496; 2. С. 48-76; 1-7; 11-12; 15; 18-20; 22]

 

Контрольные вопросы

1.  Установление империи во Франции.

2.  Буржуазное право Франции в период первой империи.

3.  Гражданское и уголовное право как отражение либерально-буржуазных реформ.

Предыдущая