🤔 Вы же наверняка задумывались, как помочь своей половинке зарабатывать больше? Но что делать, если во всех этих маркетингах и процедурах не разбираешься от слова «совсем»? Мы нашли выход — это сервис VisitTime
Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
— Сам записывает клиентов и напоминает им о визите
— Персонализирует скидки, чаевые, кешбек и предоплаты
— Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать
А еще там первый месяц бесплатно, поэтому лучшее, что вы можете сделать сейчас — установить или показать его своей принцессе Всё интуитивно понятно и просто, достаточно нажать на этот текст и запустить чат-бота
О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.
Предыдущая |
1.3. История государства и права античного мира
1.3.3. Государство и право в Древнем Риме
Началом истории Древнего Рима принято считать VIII в. до н.э. Время основания города Рима (753 г. до н. э.) характеризуется процессом разложения первобытнообщинного строя в племенах, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (триб) – древних латинян, сабинян и этрусков – привело к образованию общины. Высокий уровень развития правовой культуры Древнего Рима был достигнут одновременно с обретением им военного и политического могущества. Традиционно его историю подразделяют на следующие периоды: I − царский (от основания Рима его первым царем Ромулом до последнего царя Тарквиния Гордого в 509 г. до н.э.); II – классический, или республиканский, охватывает отрезок времени с 509 по 27 г. до н.э. и III – постклассический, или имперский, распадается на два подпериода: период принципата, когда принцепс (первый в списках сенаторов) совмещает многие властные функции в республике (с 27 г. до н.э.−284 г. н.э.) и период домината (от dominuus – господин), когда устанавливается императорская власть (284−476 гг. н.э.).
Старейшины родов входили в сенат – совет, составленный по преданию Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение народного собрания, а также ведение текущих дел по управлению Римом. Постепенно сенат сделался главной правительственной властью.
Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был рекс или «царь». Он избирался на народных собраниях, проходивших по куриям, – куриатных комициях, участвовать в которых могли только патриции, члены древнейших аристократических римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они.
Другая часть населения, находившаяся вне родовой организации, называлась плебеями. Плебеи были лично свободными гражданами, несли военную службу наряду с патрициями, но получали неравную с ними долю военной добычи и в «царский» период были полностью лишены политической правоспособности.
Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также клиентами. Клиенты – обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или пришлые жители, будучи лично свободными, но ограниченными в правах, находились под покровительством патронов-патрициев, получали от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую.
Шестой, предпоследний римский rex – Сервий Туллий (578−534 гг. до н.э.) провел реформы, закрепившие господство богатых и знатных независимо от того, относились они к патрициям или к плебеям, и ввел вместо родоплеменного принцип территориального деления населения.
Первая часть реформы – деление всего свободного мужского населения Рима на шесть имущественных разрядов и на воинские сотни – центурии. В основу деления был положен размер частного землевладения. Позднее, в IV в. до н.э., с появлением денег была введена денежная оценка имущества – асс (мелкая медная монета). Лица, обладавшие полным наделом земли, входили в первый разряд, тремя четвертями надела – во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа самых богатых граждан – всадники, а безземельные – пролетарии – объединялись в шестой разряд.
Всего по реформе было образовано 193 центурии. Из них 18 были всадниками и 80 – богатыми первого разряда, т.е. они составляли больше половины всех центурий. Поскольку каждая центурия имела на собрании один голос, то голоса «богатых» и «самых богатых» центурий всегда составляли большинство (98 из 193). Таким образом, центурии стали не только военной, но и политической силой. После реформ Сервия Туллия наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания и по центуриям. Решение центуриатного народного собрания получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.
Вторая часть реформы – деление свободного населения по территориальному принципу. Согласно этой реформе в Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, сохранивших старое племенное название – трибы. Территориальная триба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Жители трибы подчинялись старосте, в обязанности которого входил и сбор налогов. Позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, причем каждая триба имела один совокупный голос.
Реформа Сервия Туллия завершила процесс ликвидации основ родового строя. Включив плебеев в состав полноправных римских граждан, допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, реформа способствовала в конечном счете консолидации свободных граждан и обеспечила их господство над рабами.
По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Свободные подразделялись на две социально-классовые группы: состоятельную верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев); мелких производителей (земледельцев и ремесленников), городскую бедноту, составлявших большинство общества.
Рабы были государственные и частные. В период республики они превращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства оставался военный плен, а к концу республиканского периода получила распространение самопродажа бедноты в рабство.
По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан Рима и иностранцев (перегринов). Вольноотпущенники (бывшие рабы) также причислялись к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах. Полную правосубъектность могли иметь только свободнорожденные римские граждане.
К перегринам относились свободные жители внешних провинций (завоеванных Римом стран), а также свободные жители всех иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей – патронов, по отношению к которым находились в положении, мало отличавшемся от положения древних клиентов. Перегрины исполняли налоговые повинности.
По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении общеизвестного положения римского гражданина. В конце III − II в. до н.э. оформляются привилегированные сословия – нобили и всадники. Высшее сословие – сословие нобилей – образовалось в результате слияния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса. Экономической базой нобилитета было крупное землевладение. Старое сословие всадников пополнялось в республике из состава торгово-финансовой знати и средних землевладельцев.
Статус семьи обеспечивал полную политическую и гражданскую правоспособность только главе римских семей – домовладыке. Остальные члены семьи находились под его властью (подвластные).
Становление республики происходило в борьбе между плебсом и патрициями. Древний Рим в этот период справедливо характеризуется как аристократическая республика с разделением властей. Центральными органами власти и управления в римской республике были Сенат, народные собрания (комиции), магистраты (выборные должностные лица).
Сенат – высший постоянно действующий орган власти. Изначально в нем была представлена верхушка патрициев, а с V в. до н.э. плебеи также получили ограниченный доступ в Сенат. Срок полномочий сенатора был пожизненным, но каждые пять лет производилась «чистка» Сената цензорами. Сенат обладал следующими полномочиями:
- ведал казной, устанавливал налоги, определял государственные расходы;
- контролировал законодательную деятельность центуриатных собраний;
- рассматривал предварительно законопроекты;
- утверждал избранных народными собраниями должностных лиц;
- контролировал религиозные культы;
- осуществлял внешнюю политику государства;
- в чрезвычайных обстоятельствах принимал решение об установлении диктатуры.
Комиции (народные собрания) считались законодательными органами. Они были трех видов: куриатные, центуриатные, трибутные.
Главную роль играли центуриатные комиции, в компетенцию которых входило:
- принятие законов;
- избрание высших должностных лиц (консулов, преторов, цензоров);
- объявление войны;
- рассмотрение апелляций на приговоры о смертной казни.
Вторыми по значению являлись трибутные комиции, собиравшиеся с участием как всех граждан трибы (смешанные трибутные комиции), так и только плебеев (плебейские «сходки» – concilium). Здесь избирали народных трибунов, иных младших магистратов, могли досрочно лишить этих должностных лиц полномочий. Плебейские сходки занимались активным законотворчеством под руководством плебейского трибуна. С повышением роли плебеев эти комиции также расширяли свои полномочия.
Магистраты – так в Древнем Риме назывались государственные должности. Магистраты избирались комициями на год (кроме диктатора, которого назначал Сенат при чрезвычайных обстоятельствах на срок не более 6 месяцев, и цензоров – их выбирали на 5 лет). Магистраты делились на высшие – консулы, преторы, диктатор, цензоры и низшие – квесторы, эдилы, народные трибуны и др.
Диктатор – экстраординарная должность, на которую назначался один из бывших консулов в случае каких-либо кризисных ситуаций в стране или в ходе ведения военных действий. Диктатор обладал всей полнотой власти только в течение шести месяцев. При этом все магистраты продолжали действовать формально под его властью.
Консулы в повседневной жизни возглавляли всю систему магистратур, обладали военными полномочиями, распоряжались военной добычей, руководили деятельностью Сената, управляли захваченными территориями. Преторы замещали консулов в их отсутствие, руководили гражданским судопроизводством, издавали общеобязательные постановления (эдикты), создавая нормы права. Цензоры составляли списки граждан для распределения по трибам, разрядам и для причисления к гражданству, к допуску в сенаторы по определенным цензам.
К середине III в. до н.э. Древний Рим подчинил себе значительную часть Италии, по форме оставаясь аристократической республикой с характерной для нее системой «сдержек и противовесов».
В 27 г. до н.э. после распада второго триумвирата Сенат вручил Октавиану Августу верховную власть над Римом и провинциями. С этого времени установился государственный строй, который называют принципатом, или первой половиной Римской империи. Принцепс означает «первый гражданин римского государства».
Император-принцепс сразу соединил в своих руках полномочия всех главных магистратур: консула, диктатора, претора, народного трибуна. При этом в первые века формально сохранялась видимость республики с правлением Сената, что превратило принципат в своеобразную диархию (ср.: монархия). Правда, принцепс уже пытается противопоставить Сенату новый коллегиальный совещательный орган – совет принцепса (concilium principis), в который входят близкие главе государства лица. Народные собрания при принципате продолжают собираться, однако утрачивают свою былую роль и влияние. Новые должности в государственном аппарате (префект претория – начальник охраны принцепса, префект Рима – глава столицы) приобретают реальный вес и значение. Армия с этого времени становится постоянной и наемной.
К концу III в. н.э. в Риме устанавливается доминат (от dominus – господин) – режим неограниченной монархии. Управление государством осуществляют многочисленные чиновники, назначаемые императором. Сенат постепенно утрачивает свое значение. Из новых органов государственного управления этого периода необходимо выделить государственный совет при императоре, финансовое и военное ведомства.
Во время правления основателя домината императора Диоклетиана (284−305 г. н.э.) была учреждена тетрархия (правление четырех), когда в каждой из двух частей империи (западной и восточной) управлял император и его соправитель – цезарь. Армия была разделена на две части: одна часть размещалась на границах, а другая – внутри государства – для обеспечения внутренней безопасности. Кроме того, император Диоклетиан ввел новое административно-территориальное деление провинций – их стало 100, причем последней по порядку был назван Рим. Диоклетиан ввел также прямой налог в натуральном виде, установил максимальные размеры заработной платы для различных категорий населения.
Император Константин I Великий (306−337 г. н.э.) хотя и отменил тетрархию, но в основном продолжил начатые Диоклетианом реформы: завершил административно-территориальное преобразование страны (префектуры, диоцезы, провинции, округа), окончательно запретил переход прежде свободного земельного арендатора – колона – из одного имения в другое. В отличие от языческой позиции Диоклетиана «благочестивый» Константин разрешил христианам свободное вероисповедание (313 г.), позволил провести первый в истории Никейский собор в 325 г. на территории Восточной Римской империи, наконец, сам – первым из римских императоров – принял обряд крещения в 337 г.
Главный же смысл обеих реформ – спасти утраченные Римом позиции мировой империи и поднять престиж государственности и власти императора. Во многом благодаря реформам, Римская империя просуществовала до 476 г. н.э.
[1. С. 171-217; 2. С. 123-147; 1-7; 10-14; 17; 21-22].
Контрольные вопросы
1. История Римского государства.
2. Законы XII таблиц.
3. В чем своеобразие правопонимания древних римлян.
Предыдущая |