Поиск

Реклама

Администратор сайта



О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.

Предыдущая

1.3. История государства и права античного мира

1.3.1. История государства и права Афин

Культурный мир древних греков отличался сочетанием единства и многообразия. Центром этой культуры было побережье Эгейского моря, которое объединяло греческие племена в единое культурное и экономическое пространство, при том, что греческие племена были разделены на множество больших и малых самостоятельных политических и государственных образований. С историко-правовой точки зрения значение греческих городов-государств (полисов) заключалось в том, что они заложили основу для формирования понятий, относящихся к науке о государстве и праве. Так, древнегреческий философ Аристотель (384- 322 гг. до н.э.) создал учение о путях развития правового государства, утверждая, что каждое государство должно пройти определенные стадии: монархию, аристократию (господство родовой знати), олигархию (господство небольшой группы богатых лиц), тиранию и дойти до демократии. Но лучшей формой власти он считал монархию. Платон (427−347 гг. до н.э.) в диалоге «Государство» делает наброски идеального общества, в котором справедливость должна находиться под защитой государства, распределяющего права и обязанности между гражданами в зависимости от тех функций, которые они выполняют в государстве.

Особенностью афинской демократии было то, что определялось понятием «isonomia», т.е. равные права перед законом. Поэтому законы должны учреждаться и толковаться народом. При этом следует учитывать, что афинская демократия не тождественна современному понятию демократии, так как в ее основе лежало рабство, дискриминация женщин и других слоев населения.

С точки зрения истории права наиболее древними источниками античного права являются законы Драконта (конец VII в. до н.э.), регулирующие государственное устройство Афин, преступления и наказания и т.д. Содержанием этих законов являлось обобщение юридической практики, сложившейся со времен Гомера. Поэтому в них еще нет многих элементов юридической техники, присущей поздней эпохе античного права.

В процессе развития античного общества начинают формироваться классические правовые системы, которые были связаны со становлением и развитием государства и права и нашли свое выражение в реформах Солона. Он установил равенство перед законом (isonomia) и народный суд (heliaia), что создало основу для развития демократических институтов.

В противоположность Афинам, в Спарте установилась военно-аристократическая республика, в которой искусственно сдерживалось развитие частной собственности, жестко регламентировалась частная жизнь народа с целью подавления покоренных илотов. Основателем спартанских порядков считался Ликург, создатель ретр – основных ее законов.

Античное государство не сохранило кодификаций, поэтому о существовавших законах  можно узнать из рассказов древних писателей: Аристотеля – «Афинская полития», Плутарха – «Сравнительные жизнеописания», Динара и Эсхина «О законах, касающихся статуса должностных лиц» и др.

Термином «античный мир» обычно обозначается история Древней Греции и Древнего Рима, а также эллинистических государств. Страны этого региона развивались в преемственном соприкосновении с древнейшими цивилизациями. Наследие античности, особенно в области философии, искусства и права, составило основу европейской цивилизации.

Экономической основой государства и права был рабовладельческий способ производства. Но рабство не вытесняло полностью труд свободных крестьян и ремесленников.

Демократические институты Афин при всей их ограниченности послужили важным интеллектуальным стимулом развития демократической государственности последующих эпох. В Афинах впервые в истории наметились очертания некоторых глобальных факторов становления демократических государственно-правовых институтов. Объективные условия Афин периода их подъема стимулировали формирование политически активного гражданина, уважающего законы и обычаи. Благодаря высокой политической активности рядовых граждан – демоса знать не смогла сохранить государственные формы аристократического правления. Такого противодействия властям не было в государствах Древнего Востока. Там, где отсутствует необходимый уровень политической сознательности и активности большинства народа, затруднено становление демократии или облегчается ее трансформация в олигархию.

Античному миру были известны и иные формы государства. Четко различались республика и монархия, республики демократическая и аристократическая. Что касается государственности античного типа, то она чаще всего определяется как полисная. Полис – это город-государство, превратившееся постепенно не только в политический, но и в философский, социальный организм. Внутри полиса сформировалась гражданская община, давшая мировой истории крупнейших философов, поэтов, государственных деятелей античности. В ранней древности выделялись такие греческие полисные образования, как Дельфы, Коринф, Микены, Олимпия, Фивы и многие другие. Однако особый интерес для изучения представляет процесс возникновения и развития двух греческих полисов – Древних Афин (образец античной рабовладельческой демократии) и Спарты (образец рабовладельческой аристократии, впоследствии олигархии).

Полису как античному государственному феномену были присущи следующие политико-правовые характеристики.

 Небольшая территория (до нескольких десятков квадратных километров) и соответственно сравнительно небольшая численность населения. Так, известно, что в период правления стратега Перикла в Древних Афинах (V в. до н.э.) проживало приблизительно 150 000 свободных граждан, включая членов их семей; около 40 000 метеков (лично свободных переселенцев, лишенных гражданских прав), а также примерно 125 000 рабов.

Наличие института гражданства. Гражданин полиса согласно законам Перикла – это совершеннолетний (20 лет), рожденный в «правильном» браке (от коренной афинянки и афинянина) человек мужского пола, который обладает правом участвовать в политической жизни полиса и осуществлять свою правосубъектность в уголовной, гражданской, процессуальной сферах.

Из наличия гражданства вытекает еще одно неотъемлемое право древнего афинянина – иметь право на земельный участок (клер) в полисной городской черте либо за ее пределами (в клерухии). Правовой режим этого земельного участка является спорным: большая часть исследователей полагает, что клер – это частная собственность на землю гражданина полиса. Но не менее обоснована и другая точка зрения, согласно которой право на клер связывается с режимом доверительной собственности, когда гражданская полисная община, доверяя своему гражданину, предоставляла ему клер в пользование, владение и распоряжение. Однако последнее правомочие не было  безусловным: например, гражданин не мог продать клер метеку либо нежелательному покупателю – такая сделка в любом случае могла быть оспорена органами власти полиса.

Наличие органов народовластия. Это народные собрания, которые независимо от их названия (агора, а затем эклессия в Древних Афинах, апелла в Древней Спарте) и уровня компетенции (в Афинах – это полноправный орган непосредственной демократии, в то время как в Спарте апелла не играла существенной роли в государственном механизме) являлись неотъемлемыми атрибутами античной полисной цивилизации.

Наличие в структуре управления полисом магистратур – органов управления, должностными лицами которых были магистраты. Их деятельность определялась следующими принципами:

−     выборность – магистратов избирало народное собрание полиса;

−     коллегиальность – магистратов могло быть несколько (9 архонтов и 10 стратегов в Древних Афинах; 5 эфоров в Древней Спарте), причем перед вынесением коллегиального решения они должны были прийти к консенсусу внутри коллегии;

−     срочность – все магистраты избирались на определенный срок (в Древних Афинах и Древней Спарте – на один год);

−     безвозмездность – за исполнение государственных обязанностей античным чиновникам не платили жалованья (в Древних Афинах – до реформ Перикла, который ввел плату за исполнение любых функций государственного управления, включая службу в армии и на флоте и посещение народного собрания);

−     подотчетность – магистраты были обязаны по окончании срока своих полномочий отчитаться либо перед органом, их избравшим, либо перед компетентным органом власти.

Во II тысячелетии до н.э. греческие племена заселили юг Балканского полуострова. Каждое племя имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя – базилевса. К началу I тысячелетия у греков сложилось рабовладение. Первобытное общество превращается в политическое общество, которое принято называть военной демократией, усиливается переход к производящей экономике, развивается товарообмен, увеличивается и все разнообразнее становится состав населения. Это явилось предпосылкой для возникновения государства как новой, высшей ступени развития общества. После разложения первобытнообщинных отношений в истории Древней Греции наступил так называемый полисный этап – время формирования и расцвета полисов, городов-государств, где на смену первобытнообщинным пришли рабовладельческие отношения классического типа.

Полис характеризуется небольшой замкнутой территорией, сравнительно малой численностью населения, наличием института гражданства, дающего право на земельный участок (клер) в черте полиса. Кроме того, во всех полисах действовали органы самоуправления – народные собрания и выборные магистратуры.

В течение X−VIII вв. до н.э. в Аттике (область Греции) вырос город, который назвали в честь богини − покровительницы Афин. По инициативе легендарного базилевса Тезея в городе произошло объединение племен, родов, фратрий в единый народ, позже названное синойкизмом. Свободное население города Тезей разделил на сословия по функциональному признаку: эвпатридов – «благородных», геоморов – землевладельцев и демиургов – ремесленников. Все высшие должности замещались эвпатридами. Поэтому вскоре после реформ Тезея совет старейшин превратился в аристократическое собрание, которое назвали ареопагом. Ареопаг обладал законодательными функциями, контролировал действия должностных лиц, осуществлял высший суд. Из его состава избирались сроком на один год девять старейшин-архонтов.

В 594 г. до н.э. политический деятель, поэт и философ Солон, избранный главным архонтом, произвел важные реформы. Он отменил долговую кабалу, аннулировал все поземельные долги, убрал закладные камни с полей (сисахфия). Граждане, попавшие в рабство за долги, получили свободу, а проданные за границу были выкуплены за счет государства. Рабами теперь оставались только пленные, захваченные в войнах или купленные на рабовладельческих рынках. Солон также установил максимальный размер земельного владения. При этом была допущена свобода распоряжения земельными владениями знати по завещаниям, и эти земли включались в общий гражданский оборот.

С именем Солона связана и цензовая реформа, согласно которой самые богатые лица относились к первому разряду, просто богатые – ко второму. Третий разряд составили граждане среднего достатка. Все остальные (феты) относились к четвертому разряду. Степень богатства тогда определялась не в денежном выражении, а по годовому производству масла, вина, зерна, объем которых измерялся в медимнах (около 50 л). Самые богатые имели 500 медимнов дохода.

Каждый разряд имел определенные политические права: только гражданин первого разряда мог стать архонтом, а значит, и членом ареопага; только граждане первых трех разрядов могли занимать общественные должности – например, во введенном Солоном Совете четырехсот. В то же время в новый судебный орган – гелиэю  мог быть избран любой афинский гражданин старше 30 лет независимо от имущественного положения.

Реформы Солона в целом имели компромиссный характер. После него Афины пережили острый политический кризис, следствием которого было установление тирании.

Лишь через 90 лет после Солона, в 509 г. до н.э., демократы во главе с Клисфеном нанесли решающий удар по родовому строю. Вместо родоплеменного деления граждан было введено территориальное. Аттику разделили на 10 территориальных округов − фил. Фила состояла из трех частей – триттий, которые в свою очередь делились на более мелкие единицы – демы (их было около 100). Территориальное разделение сокрушило господство родовой аристократии. А Совет четырехсот был преобразован Клисфеном в Совет пятисот (буле) – по 50 человек избиралось от каждой новой территориальной филы. Кроме того, от каждой новой филы избранию подлежал один стратег (коллегия 10 стратегов).

Изгнание из страны за политическое инакомыслие, обычно сроком на 10 лет – остракизм, вопрос о котором решало народное собрание большинством голосов, был также введен реформой Клисфена.

Верховным законодательным органом власти Афин было народное собрание, которое обладало широкой компетенцией: принимало законы, постановления, решало вопросы войны и мира, избирало должностных лиц, выполняло контрольные функции и т.д.

В исполнительный орган власти – Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из 10 фил. Совет решал текущие вопросы управления.

Высшим судебным органом государства была гелиэя, которая состояла из 5 000 судей и 1 000 запасных. Члены суда избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30-летнего возраста. Гелиэя была разделена на 10 коллегий по 500 судей, которые призывались к исполнению обязанностей жеребьевкой в день суда, чтобы избежать возможных злоупотреблений.

Стратеги и архонты были главными должностными лицами (магистратами) древнеафинского государства. Коллегия стратегов состояла из 10 членов, избираемых народным собранием.

По Закону о гражданстве выдающегося афинского стратега Перикла (443−430 гг. до н.э.) всей совокупностью прав и привилегий пользовались только мужчины, родители которых были полноправными гражданами Афин. Гражданство устанавливалось с 18-летнего возраста. В течение двух лет юноша проходил военную службу и оставался военнообязанным до 60 лет. Полноправными афинскими гражданами признавались лишь те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин.

К основным правам гражданина Древних Афин относились следующие:

§  право на свободу и личную независимость;

§  право на земельный участок (клер) на полисной территории;

§  право на экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений;

§  право на ношение оружия и службу в ополчении;

§  право на участие в государственных делах;

§  право на почитание и защиту отеческих богов;

§  право на защиту и покровительство со стороны афинских законов.

Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть осужден «судом бесчестья», т.е. ограничен в правах.

Афинские граждане были обязаны:

§  беречь свое имущество и трудиться на земельном участке;

§  приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах;

§  защищать полис от врагов с оружием в руках;

§  повиноваться законам и избранным властям;

§  принимать активное участие в общественной жизни;

§  почитать отеческих богов.

Богатые граждане несли также повинность в пользу государства – литургию, отчасти ограничивавшую безраздельность их частной собственности.

Между полноправными гражданами и рабами находился промежуточный слой – метеки, не граждане Афин, лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе права гражданства; права приобретать недвижимость; права заключать полноправные браки с афинскими гражданами.

К метекам относились чужеземцы, постоянно проживавшие в Афинах. У каждого метека должен был быть свой простат – посредник между метеком и правительственными учреждениями. С метеков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, исполняли и другие повинности. В основном они занимались торговлей. Им запрещалось занимать государственные должности и даже участвовать в народном собрании, но они служили в армии и платили налоги. Ставший вольноотпущенником раб приравнивался по своему положению к метеку.

Рабский труд в Афинах широко использовался в работах по дому, в сельском хозяйстве, строительстве и т.п. Раб был живой вещью, которую можно было купить, продать, отдать внаем, но убивать его закон запрещал. Однако и в случае убийства раба хозяина не наказывали. Раб не мог иметь никакого имущества.

Предыдущая
программа тренинга по развитию лидерства