🤔 Вы же наверняка задумывались, как помочь своей половинке зарабатывать больше? Но что делать, если во всех этих маркетингах и процедурах не разбираешься от слова «совсем»? Мы нашли выход — это сервис VisitTime
Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
— Сам записывает клиентов и напоминает им о визите
— Персонализирует скидки, чаевые, кешбек и предоплаты
— Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать
А еще там первый месяц бесплатно, поэтому лучшее, что вы можете сделать сейчас — установить или показать его своей принцессе Всё интуитивно понятно и просто, достаточно нажать на этот текст и запустить чат-бота
И.З. Фархутдинов
Международное инвестиционное право и процесс
Учебник. - М.: "Проспект", 2010.
Предыдущая |
Глава 4. Источники правового регулирования иностранных инвестиций в России
4.2. Международно-правовые источники
4.2.1. Общие положения
Доктринально в российской международно-правовой литературе проблему источников разрабатывал еще на рубеже XIX и XX вв. профессор П. Казанский. Достойно оценивая роль и значение данного вопроса, он отмечал, что именно в источниках выявляется сущность международного права, "в какие материалы выливается международное право и какие существуют памятники, из которых можно выяснить начало международного права" [261].
Впоследствии в теории и практике международного правотворчества источникам отводилась заслуженная роль. Они, являясь формой существования норм, понимаются учеными как способы или формы выражения и закрепления норм, правил современного международного права, их конечный результат [262].
Международные договоры наряду с национальными законодательными и нормативно-правовыми актами также являются важными источниками правового регулирования иностранных инвестиций в России. Международно-правовые акты по степени участников можно классифицировать следующим образом: двусторонние договоры, региональные договоры, многосторонние договоры.
В связи с этим особо следует подчеркнуть, что международно-правовые инвестиционные нормы, закрепленные в международных универсальных, региональных и двусторонних договорах и являющиеся составной частью национальных правовых систем, выступают правовым стандартом для внутригосударственного инвестиционного законодательства. Причем этот процесс происходит не путем изъятия из действующего национального законодательства соответствующих внутренних принципов и норм и замены их международно-правовыми договорными норами, а путем гармонизации совместного правового регулирования в ходе обеспечения правовых гарантий иностранных инвестиций.
Рассматривая теоретические и практические аспекты действия и применения договоров в международно-правовой системе в целом, в правовой системе Российской Федерации, в том числе касательно международных инвестиционных договоров, в частности, можно сделать такого рода выводы.
Во-первых, в современной международной практике наблюдается четкая тенденция к повышению роли международного договора, являющегося основным источником международного права. Этот процесс особенно активно происходит в сфере правового регулирования международных экономических отношений. Наглядным подтверждением вышеобозначенной современной тенденции является активное заключение Российской Федерации с другими государствами соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций.
Во-вторых, необходимость усиления к международно-правовой стороне регулирования инвестиций - это прямое следование положениям ныне действующей Конституции РФ. Как уже говорилось, один из ведущих устоев правопорядка, закрепляемого ею, состоит в том, что принципы и нормы международного права в установленных пределах имеют прямое действие и подлежат применению в российских государственных органах, в том числе и в судах. Более того, Конституция РФ говорит о приоритете правил международных договоров по отношению к нормам внутригосударственного права: в случае расхождения между ними применяются правила международного договора.
В-третьих, активное вовлечение Российской Федерации в международный инвестиционный процесс обусловливает более тесное взаимодействие национального и международного права. Их взаимодействие становится важным фактором развития как правовой системы России в целом, так и национального инвестиционного законодательства в частности.
В-четвертых, в современной системе правового регулирования иностранных инвестиций внутригосударственные формы и методы порой бывают недостаточными. Поэтому важнейшим элементом этой системы является международный договор. В настоящее время этот способ представляется очень важным, так как в отличие от внутригосударственных актов международный договор охватывает во всяком случае два субъекта международного права. Крайне важно то, что их волеизъявления существуют не отдельно друг от друга, а согласованно, имея одинаковую направленность на одну цель [263].
Бурное развитие международного инвестиционного сотрудничества, выступающего важным фактором становления новой модели современного мира, способствует стремлению государств закреплять свои отношения на основе многосторонних и двусторонних договоров, потому как международный договор, будучи выражением государственной воли его участников, правильно отражает объективные закономерности и тенденции развития международного и внутреннего права. Отсюда особая значимость и актуальность института международных договоров, ставшего, несмотря на молодость, одной из важнейших подотраслей международного публичного права.
Возрастающее значение международно-правовых актов, регулирующих экономические отношения, определяется усилением интеграции России в мировую экономику. В силу специфики происходящих в России экономических процессов особый интерес приобретают вопросы международного инвестиционного сотрудничества. В данной сфере международно-правовое регулирование базируется на международных двусторонних договорах о поощрении и взаимной защите инвестиций и многосторонних международных инвестиционных соглашениях, связанных с деятельностью международных экономических организации [264].
Интенсивное включение России в современный международный интеграционный, в том числе и инвестиционный, процесс актуализирует для отечественных специалистов проблему вхождения международных правовых актов и норм во внутреннее законодательство. На разрешение этой актуальной проблемы направлены важнейшие нововведения Конституции РФ 1993 г. о включении общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров страны с другими государствами в правовую систему России и о приоритете применения норм международных договоров Российской Федерации перед национальными законами. Этому также способствует Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 1995 г., который устанавливает, что положения официально опубликованных договоров, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют на территории страны непосредственно [265].
Но практика исполнения международных договоров и их имплементации наталкивается на многочисленные препятствия, сложности юридического, организационного, политического и иного порядка. Для решения этих задач необходимо определить место норм и источников международного права в правовой системе России, а также соотношение юридической силы норм международного права и внутреннего права, юридических условий действия норм международного права во внутригосударственной сфере, применимости субъектов внутреннего права. Особо важное практическое значение имеет последняя задача, поскольку позволяет установить, когда суды и другие органы могут применять те или иные нормы международного права при решении конкретных дел, например при разрешении международных инвестиционных споров, а когда нет [266].
Практический вывод из п. 4 ст. 15 Конституции РФ заключается в том, что правовое регулирование иностранных инвестиций, содержащееся в недавно принятом Федеральном законе от 9 июля 1999 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и в других специальных правовых актах, необходимо гармонизировать с международными договорами в этой сфере. Это, разумеется, касается как международных многосторонних и двусторонних соглашений, так и международных региональных соглашений, заключенных между Российской Федерацией и другими государствами.
Предыдущая |