🤔 Вы же наверняка задумывались, как помочь своей половинке зарабатывать больше? Но что делать, если во всех этих маркетингах и процедурах не разбираешься от слова «совсем»? Мы нашли выход — это сервис VisitTime
Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
— Сам записывает клиентов и напоминает им о визите
— Персонализирует скидки, чаевые, кешбек и предоплаты
— Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать
А еще там первый месяц бесплатно, поэтому лучшее, что вы можете сделать сейчас — установить или показать его своей принцессе Всё интуитивно понятно и просто, достаточно нажать на этот текст и запустить чат-бота
И.З. Фархутдинов
Международное инвестиционное право и процесс
Учебник. - М.: "Проспект", 2010.
Предыдущая |
Глава 3. Российское инвестиционное законодательство: зарождение, становление и дальнейшее развитие
3.3. Становление новой системы правового регулирования иностранных инвестиций в СССР (1987-1991 гг.)
В условиях обновляемой России возможность допуска иностранных инвестиций в страну практически открылась осенью 1986 г. на основании решения Политбюро ЦК КПСС о возможности создания совместных предприятий. Этому решению предшествовали два постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1986 г. N 991 и N 992 "О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями" и "О мерах по совершенствованию управления экономическим и научно-техническим сотрудничеством с социалистическими странами", которые ознаменовали переход к осуществлению реформ в области внешнеэкономической деятельности.
Что касается первых нормативных актов о совместных предприятиях, то в первую очередь к их числу относится Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. "О вопросах, связанных с созданием на территории СССР и деятельностью совместных предприятий, международных объединений и организаций с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов управления". В этом Указе были юридически закреплены условия деятельности СП, входящие в компетенцию законодательных органов, которые касались налогообложения, пользования землей, недрами и другими природным ресурсами, разрешения инвестиционных споров.
Одновременно с этим Указом Совет Министров СССР принял два постановления: N 48 "О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран - членов СЭВ" и N 49 "О создании на территории СССР совместных предприятий с участием фирм капиталистических и развивающихся стран".
В этих постановлениях были сформулированы основные правила создания и деятельности СП на территории нашей страны. Разделение таких предприятий "по идеологическому" принципу и установление различных условий для них путем создания двух различных режимов было необычным явлением для советского законодательства и вызвало справедливую критику в отечественной юридической литературе [243].
Справедливости ради следует заметить, что вскоре в оба постановления были внесены существенные изменения, которые не только смягчили условия создания и деятельности СП, но и сблизили режимы для предприятий с участием фирм капиталистических стран и предприятий из стран СЭВ.
В известном постановлении N 49, допустившем прямые иностранные инвестиции путем участия в СП, ограничивалась доля иностранного капитала в уставном капитале в размере не более 49%. Затем постановлением Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. N 1405 это ограничение было снято, поскольку предусматривалось, что размер долей советских и иностранных участников в уставном фонде совместного предприятия определяется по договоренности между ними [244].
Новый шаг в области допуска иностранных инвестиций в страну был сделан в новом общесоюзном Законе о собственности от 6 марта 1990 г., который впервые в советском законодательстве разрешил создавать предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам.
Вскоре, 10 декабря 1990 г., Верховный Совет СССР принял Закон "Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР". Он юридически закрепил круг возможных субъектов инвестиционной деятельности (ст. 4) и установил, что "основным правовым документом, регулирующим взаимоотношения между субъектами инвестиционной деятельности, является договор (соглашение)" (ст. 7). Он также предусмотрел правила о гарантиях прав инвесторов и защите инвестиций.
Недостатком данного Закона являлся его общий характер. Справедливости ради следует отметить, что это объяснялось во многом следующим. Это был комплексный законодательный акт, поскольку он был призван регулировать как отечественную, так и иностранную инвестиционную деятельность на территории нашей страны.
В отношении иностранных инвестиций Закон утвердил важные положения о гарантиях, что имело принципиальное значение для создания надлежащего инвестиционного климата для зарубежных предпринимателей. Особенно важным являлось положение о том, что "инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы", а также к ним не применяются другие меры, равные по последствиям национализации. Такого рода принудительные изъятия иностранной собственности, гласил Закон, могут осуществляться только на основе законодательных актов с возмещением инвестору в полном объеме убытков, причиненных прекращением инвестиционной деятельности.
По мнению А.Г. Богатырева, принятие Закона "Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР" создало не только правовую основу формирования рынка инвестиций и регулирования инвестиционных отношений внутри, но и заложило основы регулирования иностранных инвестиций в нашей стране [245].
Другой же исследователь в этой области - М.М. Богуславский считает, что дальнейшее развитие инвестиционного законодательства этого не подтвердило [246].
Основы законодательства об иностранных инвестициях в СССР от 5 июля 1991 г. по праву могли стать новой вехой в правовом регулировании деятельности зарубежных предпринимателей в этой сфере. Но в связи с тем, что в то время активно начинался процесс перераспределения компетенций между Союзом и входящими в него союзными республиками, первый специальный закон об иностранных инвестициях в нашей стране не смог начать практически действовать. Поскольку к тому времени в соответствии с прежними Основами (от 10 декабря 1990 г.) в ряде союзных республик были приняты законы об инвестиционной деятельности: в БССР - 29 мая 1991 г., в РСФСР - 26 июня 1991 г. Более того, еще до принятия Основ законодательства об инвестиционной деятельности в СССР от 10 декабря 1990 г. или параллельно с ними некоторые союзные республики разрабатывали или принимали собственные законы об иностранных инвестициях. 7 декабря 1990 г. такой закон принял Казахстан, 29 декабря 1990 г. - Литовская республика. Следует заметить, что законы Российской Федерации и Казахстана в существенной мере были разработаны на базе Основ инвестиционной деятельности в СССР от 10 декабря 1991 г.
Конечно, особо важное место в развитии правового регулирования иностранных инвестиций в условиях обновляемой страны заняли международные двусторонние договоры о поощрении и взаимной защите капиталовложений, заключенных СССР в 1989-1990 гг.: с Финляндией, Бельгией и Люксембургом, Великобританией, Германией, Францией, Нидерландами, Канадой, Италией, Австрией, Китаем, Швейцарией и Испанией.
Все эти соглашения, предоставившие существенные гарантии иностранной инвестиционной деятельности на территории нашей страны, были ратифицированы Верховным Советом РСФСР 29 мая 1991 г. в соответствии со ст. 12 Закона СССР о порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров СССР. К сентябрю 1991 г. вступили в силу двусторонние соглашения с Великобританией, Францией, Канадой, Италией, Швейцарией, Южной Кореей, Бельгией и Люксембургом, Австрией и ФРГ.
Следует особо отметить, что велась подготовка аналогичных соглашений с другими государствами. Такая же работа продолжилась и после распада СССР.
Понимая принципиальное значение международно-правовых форм и методов регулирования иностранных инвестиций в России, мы посвятили специально отдельную главу правовому анализу этих двусторонних соглашений.
Предыдущая |