🤔 Вы же наверняка задумывались, как помочь своей половинке зарабатывать больше? Но что делать, если во всех этих маркетингах и процедурах не разбираешься от слова «совсем»? Мы нашли выход — это сервис VisitTime
Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
— Сам записывает клиентов и напоминает им о визите
— Персонализирует скидки, чаевые, кешбек и предоплаты
— Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать
А еще там первый месяц бесплатно, поэтому лучшее, что вы можете сделать сейчас — установить или показать его своей принцессе Всё интуитивно понятно и просто, достаточно нажать на этот текст и запустить чат-бота
И.З. Фархутдинов
Международное инвестиционное право и процесс
Учебник. - М.: "Проспект", 2010.
Предыдущая |
Глава 3. Российское инвестиционное законодательство: зарождение, становление и дальнейшее развитие
3.2. Советский период (опыт НЭПа) в регулировании иностранной инвестиционной деятельности
Общепризнано, что большевистский переворот в октябре 1917 г. нанес непоправимый урон естественному ходу развития России. Широкомасштабная национализация иностранной собственности положила конец первому этапу привлечения иностранного капитала в отечественную экономику, который в целом носил прогрессивный и перспективный характер.
В условиях НЭПа большевистское правительство пыталось привлечь иностранные инвестиции путем заключения концессионных соглашений. Правовой основой концессионной политики в Советской России стал Декрет СНК "Общие экономические и юридические условия концессий" от 23 ноября 1920 г. Там, в частности, говорилось о намерении заключить концессионные договоры не вообще с кем-либо, а с "солидарными, заслуживающими доверия, иностранными промышленными обществами и организациями".
Декрет СНК предусматривал, во-первых, предоставление концессионеру в обусловленной договором форме вознаграждения в виде доли продукции с правом вывоза за границу; во-вторых, концессионеру предоставлялись торговые преимущества (например, крупные заказы) в случае применения им особых технических усовершенствований в крупных размерах; в-третьих, в зависимости от характера и условий концессий устанавливались "продолжительные сроки концессии для обеспечения полного возмещения за риск и вложенные в концессию технические средства"; в-четвертых, концессионеру предоставлялось право найма рабочих и служащих для своих предприятий на территории РСФСР "с соблюдением кодекса законов о труде или специального договора, гарантирующего соблюдение по отношению к ним определенных условий труда, ограждающих их жизнь и здоровье".
Особенно важно отметить, что в п. 4 Декрета утверждалось: "Правительство РСФСР гарантирует, что вложенное в предприятие имущество концессионера не будет подвергаться ни национализации, ни конфискации, ни реквизиции", а в п. "б" заявлялось: "Правительство РСФСР гарантирует концессионеру недопустимость одностороннего изменения какими-либо распоряжениями или декретами Правительства условий концессионного договора".
В развитие правовой базы привлечения иностранных инвестиций XI съездом РКП(б) было предусмотрено создание смешанных обществ с участием иностранных компаний, прежде всего торговых, а также продажу иностранных акций не только первостепенных по важности предприятий, но и акций транспортных, угольных, металлургических, нефтяных, ткацких предприятий при сохранении за государством "неоспоримого господства".
В середине 20-х годов ХХ в. продолжали приниматься нормативные акты, направленные на поощрение иностранных инвестиций. Например, 25 мая 1926 г. СНК принял постановление о льготных условиях допущения иностранного капитала к производству строительных материалов на территории СССР. 24 июля 1928 г. СНК утвердил основные положения по привлечению иностранного капитала в паровозное хозяйство СССР и разработанный Госпланом ориентировочный план концессионных объектов [239]. Организационно-правовой механизм, разработанный в этих нормативных документах, предусматривал возможность предоставления налоговых, таможенных и других льгот. Приоритетными отраслями определялись машиностроительная, бумажная и некоторые другие отрасли экономики, добыча цветных металлов, особо поощрялось привлечение капитала в малоосвоенные регионы страны.
Как видно, в 20-е гг. ХХ в. была создана определенная нормативно-правовая база для деятельности иностранного инвестора на территории СССР. Это позволило иностранному капиталу оказать определенное влияние на российскую экономику и после 1917 г. Но в целом роль иностранного капитала в восстановлении разрушенного Гражданской войной народного хозяйства оказалась довольно скромной. На 1 октября 1928 г. концессионный капитал, привлеченный в экономику страны, составил около 60 млн. руб. [240] Все это объяснялось просто, очень были свежи воспоминания об отобранных в 1917-1918 гг. большевиками миллионных капиталах. Подавляющее число западных инвесторов благоразумно находилось в ожидании того, чем же обернется концессионная политика большевиков.
В целом в 20-е годы ХХ в. инвестиционный климат в России был мало привлекателен для иностранного капитала. В значительной степени этому способствовала напряженная политическая ситуация, борьба различных политических группировок за власть.
И вскоре иностранный инвестор дождался - в апреле 1929 г. на Пленуме ЦК ВКП(б) верх над сторонниками продолжения НЭПа взяли Сталин и его сторонники. В стране произошел по существу экономический переворот - переход от леволиберальных методов управления экономикой к командно-административной системе. В условиях форсированного строительства социализма (индустриализация, массовое раскулачивание) началось масштабное свертывание концессионной политики - с 1920 г. новые инвестиционные договоры уже не подписывались. Начались аресты концессионеров ("Шахтинское дело", дело "Лена Голддрилдс" и т.д.).
Нарушение успешно действующих концессионных договоров вопреки вышеописанным гарантиям Советской России привело к судебно-арбитражным делам. Но абсолютное большинство из них кончилось безрезультатно. Редкие из них завершились решениями международных арбитражных судов в пользу западных концессионеров, но Правительство СССР категорически отказалось их исполнить.
Что касается совместных предприятий, созданных в годы НЭПа, то ряд иностранных компаний ("Хоорфман-ля-Рош", "Креди Лионэ", "Сандоз") лишились своей собственности совершенно без какого-либо возмещения.
Как явствует из вышеизложенного, с момента установления в СССР тоталитарной системы управления, в том числе и экономической, произошло полное вытеснение из страны частного иностранного капитала. Известное изречение В.И. Ленина из его письма наркому юстиции Д.И. Курскому в связи с подготовкой нового Гражданского кодекса: "Мы ничего частного не признаем. Для нас в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное... Нужно применять не corpus juris romani [241] к гражданским правоотношениям, а наше революционное правосознание" [242], а наше "революционное правосознание" на долгие десятилетия стало руководством к действию при управлении экономикой. Отрицание частной собственности, основы основ любой цивилизованной экономики, сопровождалось сугубо отрицательным отношением к иностранному капиталу.
На территорию СССР иностранные инвестиции с начала 30-х гг. ХХ в. вплоть до 1987 г. не допускались, поэтому отпала какая-либо необходимость в разработке проблем правового регулирования иностранных инвестиций.
В принципе, в советский период инвестиции как таковые не могли быть предметом изучения со стороны ученых-правоведов, что, возможно, и вынудило таких известных сегодня специалистов в этой сфере, как Н.Н. Вознесенская, М.М. Богуславский, Н.Г. Доронина, А.Г. Богатырев, Ю.М. Юмашев и др., исследовать теорию и практику инвестиционных правоотношений на примере зарубежных, в основном развивающихся, стран.
Предыдущая |