Поиск

Реклама

Администратор сайта



И.З. Фархутдинов
Международное инвестиционное право и процесс
Учебник. - М.: "Проспект", 2010.

Предыдущая

Глава 2. Международное инвестиционное право

2.2. Международное инвестиционное право: от неконвенционных норм к договорным

2.2.1. МИП - самостоятельная отрасль международного экономического права

Неоспоримой тенденцией в системе международных экономических отношений является возрастание роли межгосударственного инвестиционного сотрудничества, что является катализатором развития международного инвестиционного права. Условия, сложившиеся на мировом рынке и в национальных экономиках, адекватно отражают большую заинтересованность развивающихся стран и стран с переходной экономикой в увеличении объемов привлечения иностранных инвестиций. Особое значение эта проблема приобретает для России и государств СНГ в связи с их активной деятельностью на международной экономической арене и участием в ведущих межгосударственных экономических организациях. В этих странах возрождение реального сектора экономики может быть ускорено за счет массивного, сбалансированного привлечения национальных и иностранных инвестиций.

Современная мировая экономика все более отчетливо становится единым, целостным, взаимообусловленным и взаимозависимым организмом - глобальным по своим масштабам и далеко идущим правовым последствиям. Трансграничное движение капиталов наряду с международной торговлей товарами и услугами выступает важнейшим фактором глобализации мирового хозяйства. Феноменом рубежа ХХ и ХХI вв. является то обстоятельство, что международные инвестиционные потоки в целом превысили объем международной торговли товарами и услугами. Проблемам привлечения иностранных инвестиций мировое сообщество уделяет все больше внимания. Например, в Итоговом документе Всемирного саммита, принятом 25 октября 2005 г. на Генеральной Ассамблее ООН, отмечается принципиальное значение инвестиций в устойчивом развитии стран.



Государства, взаимодействуя в международных экономических отношениях, вступают в соответствующие правоотношения, несут совместно юридические права и обязанности. В договорном порядке государства взяли на себя обязательства осуществлять последовательную либерализацию циркуляции иностранных инвестиций, торговли и платежей с тем, чтобы прийти к их полной свободе. Либерализация должна осуществляться на недискриминационной основе, а каждое государство должно получить для своих юридических и физических лиц равноправный режим, который был закреплен вчера в Генеральном соглашении по торговле и тарифам (ГАТТ), сегодня - в ВТО. Каждая страна может внести свой вклад в устранение существующих ограничений. Добиться в этом успеха можно только путем взаимных уступок.

Свободное движение по всему миру капиталов объективно способствует формированию универсальной саморазвивающейся, саморегулирующейся, а также взаимообусловленной и взаимозависимой глобальной системы. Глобализация представляет собой соединение основных национальных, региональных проблем в единое целое, а слияние самостоятельных прежде национальных экономик, отдельных международных финансовых институтов и учреждений, многонациональных предприятий в единое экономическое пространство, что сопровождается учреждением общих институционально-правовых структур, сближением национальных правовых систем в ходе их унификации и гармонизации. Но эти процессы отнюдь не являются завершенными и окончательными, они переживают сложные, противоречивые и неоднозначные тенденции.

В этих рамках многие государства стараются сохранить собственные условия, привычный социально-экономический уклад и самобытность. Они, взаимодействуя в международных инвестиционных отношениях, вступают в договорном порядке в специальные правоотношения, несут совместно юридические права и обязанности по взаимному поощрению и защите капиталовложений, следуя национальным интересам. Из совокупности их правоотношений складывается международный инвестиционный правопорядок. В рамках международных организаций ведущие государства осуществляют последовательную либерализацию циркуляции иностранных инвестиций, торговли и платежей с тем, чтобы прийти к их полной свободе. Однако либерализация должна идти на недискриминационной основе, в соответствии с основными принципами и нормами международного права, главное, не в ущерб экономически слабым государствам.

В качестве новых тенденций правового обеспечения международных инвестиционных отношений можно назвать проблемы независимости (суверенитета) и одновременно взаимозависимости государств в исследуемой сфере. Такая постановка вопроса позволяет более контурно обозначить этот взаимообусловленный, взаимопроникающий интеграционный процесс. С одной стороны, государства в силу собственного экономического суверенитета вольны устанавливать свою, скажем, инвестиционную политику исходя из национальных интересов. С другой - государство, находясь в взаимосвязанном мире, не может вести ту же инвестиционную политику таким образом, чтобы она противоречила общеобязательным нормам и правилам международного инвестиционного права. В условиях глобализации эти два понятия - независимость и зависимость государств - нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. Только рассматривая их в контексте друг с другом, можно понять современную природу международных отношений.

Сущность регулирования международных инвестиционных правоотношений заключается в гармоничном сочетании принципов и норм международного права и норм национального права, что способствует становлению благоприятного режима для международных капиталов с момента их доступа до момента их ликвидации.

Международное инвестиционное право направлено на создание благоприятных условий и надежных законодательных гарантий инвесторам-собственникам, а также обеспечение соответствующих организационно-правовых форм зарубежного инвестирования. В первую очередь - в национальном праве, т.е. в специальном инвестиционном законодательстве, а также в нормативных правовых актах общего характера (гражданское, финансовое, налоговое, банковское, таможенное законодательство и т.д.) закреплены внутренние нормы, определяющие правовые формы регулирования иностранных инвестиций. Но одной национальной нормативной базы недостаточно, обращение к международным договорам является не только желательным, но и строго обязательным в силу одного из основных принципов международного права - договоры должны соблюдаться (pacta sunt servanta).

Участниками МИП, как комплексной правовой отрасли, выступают, с одной стороны, государства, межгосударственные и межправительственные организации, например Международное агентство по гарантиям инвестиций (МИГА); а с другой - сами иностранные инвесторы: ТНК, предприятия в различных позволяемых национальным законодательством организационно-правовых формах, физические лица. Другими словами, речь идет об особой категории смешанных международных отношений государственного - негосударственного характера.

Инвесторы, участники частноправовых отношений, выступают субъектами МИП в широком смысле этого слова, т.е. как комплексной правовой отрасли международного права. Принципы и нормы международного инвестиционного права юридически скрепляют нормативную правовую систему МИП. Первоначально принципы и нормы, регламентирующие режим иностранных инвестиций, возникли в системе общего международного права. Механизм правового регулирования иностранных инвестиций составляет совокупность норм и правил международного права и национального права, которая определяет правовой статус иностранных инвестиций. В условиях расширения нормативной системы международного права его нормы регулируют не только межгосударственные отношения, но и регламентируют статус и деятельность и юридических лиц в соответствии с общими интересами государств [106].

Правовое регулирование иностранных инвестиций, происходящее на двух уровнях - национально-правовом и международно-правовом, - наглядно свидетельствует об объективной взаимообусловленности и взаимозависимости инвестиционной политики как внутренней, так и внешней. Поэтому проблемы соотношения и взаимодействия международного права и национального права представляют одну из наиболее важных и сложных проблем в сфере правового обеспечения иностранных инвестиций. Дальнейшая эволюция международного инвестиционного права, углубление его взаимодействия с внутригосударственным правом органично обусловлены всесторонней интернационализацией национальных правовых систем. Поэтому важнейшим теоретическим посылом является положение о том, что эффективное осуществление международным инвестиционным правом своих функций невозможно представить без гармоничного взаимодействия с национальным инвестиционным правом.

Первоначально принципы и нормы, регламентирующие режим иностранных инвестиций, возникли в системе общего международного права. Механизм правового регулирования иностранных инвестиций в системе МИП составляет совокупность норм и правил международного права, которая определяет правовой статус иностранных инвестиций. Принципы и нормы МИП происходят из общих принципов международного публичного права и специальных принципов МЭП, особых конвенционных и неконвенционных инвестиционных норм и правил.

Государства продолжают выступать в качестве основных субъектов международного права, все его другие субъекты в большей или меньшей степени, будучи производными, действуют в качестве подвластных государств. Не все государства могу одинаково успешно защищать национальные интересы от нежелательных процессов внешнего воздействия при свободной циркуляции иностранных инвестиций по всему миру. Возведение в абсолют канонов, присущих классическому пониманию суверенитета, является чисто формальным пониманием юридического содержания государственного суверенитета. В действительности же правовая природа этой основополагающей категории международного права гораздо сложнее и многограннее. Широкое вовлечение государств путем добровольного волеизъявления в наднациональные финансовые структуры и их учреждения расширяет, а не ограничивает компетенцию развивающихся государств и стран с переходной экономикой и возможности отстаивать свои интересы международно-правовыми средствами. Основу современного понимания государственного суверенитета составляет не только независимость, но и взаимозависимость государств как развитых, так и развивающихся.

Международное инвестиционное право, будучи правовой основой для участников инвестиционной деятельности, регулирует иностранные инвестиционные отношения, содействуя их изменению в соответствии с новыми условиями, и способствует совершенствованию форм и методов обеспечения правовой защиты публично-правовым и частноправовым методами регулирования. Международное инвестиционное право с точки зрения международного права обладает публичным характером, его нормы создаются на основе добровольного согласования воль государств, а регулируемые им отношения носят властный характер.

Предыдущая