Поиск

Реклама

Администратор сайта



И.З. Фархутдинов
Международное инвестиционное право и процесс
Учебник. - М.: "Проспект", 2010.

Предыдущая

Глава 2. Международное инвестиционное право

2.1. Особенности правового регулирования международных экономических отношений (МЭО)

2.1.3. Международное экономическое право: расширительное и ограничительное толкование

В теории и практике международного права противоборствуют две концепции определения понятия международного экономического права, так называемые расширительная и ограничительная [103].

В широком смысле слова МЭП - это совокупность норм, регулирующих различных по своей природе субъектов в сфере международных экономических отношений: государства, международные организации, многонациональные предприятия, юридические и физические лица различных государств. Неоднородность отношений и их участников требует специальных методов и средств правового регулирования, лежащих в сфере международного публичного и международного частного права, а также национального права. По логике вещей МЭП должно регламентировать самые разнообразные по своему происхождению и по правовой природе отношения.



Но данная точка зрения не поддерживается некоторыми авторами по той причине, что невозможно четко обозначить содержание регулируемого предмета из-за неограниченной сферы действия. Широкий подход к определению понятия международного экономического права критикуется Г.М. Вельяминовым за то, что из-за такой неограниченной сферы невозможно более или менее обозначить содержание регулируемого предмета [104].

Думается, соглашаясь в принципе с точкой зрения Г.М. Вельяминова, тем не менее следует признать возможность расширительного и ограничительного толкования международного экономического права, поскольку такой теоретический подход способствует признанию особой сложности в определении субъектного состава участников.

В узком понимании в орбиту регулирования МЭП включаются только публично-правовые образования: государства, международные правительственные организации.

Как известно, в международном праве основную роль продолжают играть международные договоры и международные обычаи. Международно-правовые источники также составляют основу МЭП. Их значение было и остается существенным. Эту аксиому можно подтвердить, ссылаясь на Бреттон-Вудские соглашения, на основе которых были учреждены и действуют до сих пор Международный валютный фонд, Всемирный банк реконструкции и развития, а также Марракешские соглашения, учредившие Всемирную торговую организацию.

Но здесь имеется очень существенная разница - МЭП в широком понимании базируется на совокупности источников национального права и международного права, а также на так называемых прочих источниках. Все эти источники находятся в постоянной конкуренции друг с другом в том, что касается объекта регулирования, т.е. речь идет о регулировании трансграничного движения товаров, капиталов и услуг. В отличие от обычного международного права в МЭП принципиальное место занимают односторонние акты государств и акты международных организаций. В качестве односторонних государственных актов могут выступать акты законодательной и исполнительной власти - в той мере, в какой они затрагивают макроэкономические отношения государств.

В частности, использование государством обменного валютного курса или процентных ставок в принципе относится к внутренней юрисдикции государства, но при соблюдении международных обязательств. Однозначно, что не подлежит сомнению право суверенного государства устанавливать валютный контроль, но опять же в случае если это не вызывает широкомасштабных отрицательных последствий, подрывающих достигнутые с партнерами договоренности [105]. Таким же образом, государство, используя такой основной принцип международного права, как суверенное равенство государств, может принимать закон об инвестициях, направленный на создание дополнительных факторов для стимулирования или, наоборот, для ограничения инвестиций. Стало быть, односторонние законодательные и нормативные правовые акты как часть внутреннего права являются источниками МЭП.

Важной особенностью МЭП выступает то, что оно признает привилегированную роль экономически могущественных стран, которые, опираясь на свою финансовую силу, выступают в роли как бы "международных экономических законодателей" через авторитетные международные организации, находящиеся под их контролем (например, МВФ), либо просто опираются на свою экономическую мощь. Здесь можно сослаться на регулярные саммиты стран "Большой семерки", или G-7, - США, Канады, Великобритании, Франции, ФРГ, Италии, Японии, превратившейся с присоединением России в "Большую восьмерку", G-8.

Конвенционные источники, как уже говорилось, по-прежнему остаются важными для МЭП. Но появились и новые тенденции, которые заключаются в том, что с многосторонними и двусторонними международными договорами успешно конкурирует практика заключения межведомственных соглашений, а также неформальных договоренностей. Широко внедряются в практику типовые договоры.

Межведомственные договоры заключаются не между государствами как таковыми, как основными субъектами международного права, а между исполнительными или другими органами государств. Соглашения между различными родственными ведомствами двух государств принимаются в МЭП для решения технических вопросов. Можно упомянуть соглашения между налоговыми ведомствами об административной взаимопомощи.

Особо следует остановиться на неформальных договоренностях, которые стали новым явлением в последние десятилетия. Появление этих новых источников МЭП, что специально следует подчеркнуть - в массовом порядке, объясняется динамичным, а то и быстро меняющимся подвижным характером международных экономических связей. Скажем, критические колебания курса основных валют немедленно вызывают согласованные меры государств, что исключает традиционную договорную практику юридического закрепления данных отношений. Как правило, неформальные договоренности достигаются в ходе регулярных встреч министров финансов развитых стран из "Большой восьмерки". Такие встречи обычно заканчиваются коммюнике, содержание которых не всегда публикуется в полном виде. По своей природе такого рода коммюнике не являются международными договорами и исполняются только на добровольной основе.

Широкое распространение в МЭП получили типовые договоры, которые с юридической точки зрения не имеют обязательной силы. Типовой договор служит своего рода матрицей, которая выполняет две функции. Во-первых, благодаря обработанности, юридической безупречности текстового материала облегчают широкое его применение как обучающего стандарта. Во-вторых, благодаря распространенности может стать источником основных принципов МЭП. Типовой договор широко применяется в двух областях МЭП: в международном налоговом праве и в международном инвестиционном праве. В первом случае начиная с 20-х гг. ХХ в. стали множиться двусторонние типовые договоры об избежании двойного налогообложения. Во втором - в сфере международно-правового регулирования зарубежных капиталовложений стали широко распространяться в 70-90-е гг. ХХ в. двусторонние соглашения о взаимном поощрении и защите капиталовложений. Кстати, и те и другие международные договоры будут подвергнуты подробному правовому анализу в одном из разделов данного исследования.

Предыдущая