Поиск

Реклама

Администратор сайта



В.Т. Батычко
История государства и права зарубежных стран в вопросах и ответах

Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

Предыдущая

25. Особенности становления исламской теократической монархии

Пророк Мухаммед, основавший в VII в. в Аравии первую мусульманскую общину, заложил основу для образования впоследствии Арабского халифата. Ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда постепенно консолидировались в привилегированную группу, получившую исключительное право на власть. Из ее рядов после смерти пророка стали выбирать новых единоличных вождей мусульман — халифов («заместителей пророка»), обладавших всей полнотой как духовной, так и светской власти. Первые четыре халифа, так называемые «праведные халифы», подавили недовольство исламом среди определенных слоев общества и завершили политическое объединение Аравии. В VII — первой половине VIII вв. были завоеваны огромные территории из бывших византийских и персидских владений, включая Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку и Испанию. Арабское войско вступило и на территорию Франкского раннефеодального государства, но было разбито рыцарями Карла Мартелла в битве при Пуатье в 732 г.

В истории Арабского халифата обычно выделяют два периода, которые соответствуют основным этапам развития арабского средневекового общества и государства: дамасский период правления Омейядов (661—750); багдадский период правления Аббасидов (750—1258).

На первом этапе развития халифат представлял собой относительно централизованную теократическую монархию. В руках халифа была сосредоточена духовная (имамат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. Первые халифы избирались мусульманской знатью, однако довольно быстро власть халифа стала передаваться по его завещательному распоряжению. В дальнейшем главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал великий визирь (первый министр). К числу важных чиновников при дворе относились также начальник личной охраны халифа, заведующий полицией и особый чиновник, осуществлявший надзор за другими должностными лицами. Центральными органами государственного управления являлись специальные правительственные канцелярии — диваны: диван военных дел, диван внутренних дел (финансовый и налоговый контроль), диван почтовой службы (почта, а также тайная полиция) и др.

Что касается местного управления, сначала существовала старая система самоуправления, сохранившаяся с доисламских времен в покоренных арабами землях. Со временем территория халифата была разделена на провинции, управляемые военно-административными наместниками халифа — эмирами, которым помогали наибы.

Судебные функции в халифате были отделены от административных. Верховным судьей считался глава государства — халиф. Высшую судебную власть на практике осуществляла коллегия наиболее авторитетных богословов, которые одновременно являлись правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) с обширными полномочиями. Судебное решение кади мог пересмотреть только халиф.

Со временем светская власть халифа стала ограничиваться, с одной стороны, великим визирем, а с другой — главным кади. Стали усиливаться сепаратистские тенденции в провинциях, особенно отдаленных. Появляются целые династии эмиров, в лучшем случае признававших хотя бы духовный авторитет халифа, но перестававших перечислять налоги в казну халифата, создававших свои армии.

Распад халифата на эмираты и султанаты — независимые государства в Испании, Марокко, Египте, Средней Азии, Закавказье — привел к тому, что багдадский халиф, оставаясь духовным главой суннитов, к X в. фактически контролировал лишь часть Персии и столичную территорию. В X и XI вв. в результате захвата Багдада различными кочевыми племенами халиф дважды лишался светской власти. Окончательно восточный халифат был завоеван и упразднен монголами в XIII в. Резиденция халифа была перенесена в Каир, в западную часть халифата, где халиф сохранял духовное лидерство среди суннитов до начала XVI в., когда оно перешло к турецким султанам.

Предыдущая