Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
— Сам записывает клиентов и напоминает им о визите
— Персонализирует скидки, чаевые, кешбек и предоплаты
— Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать
Начать пользоваться сервисом
Начать продвижение сайта
В.Т. Батычко
История государства и права зарубежных стран в вопросах и ответах
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
Предыдущая |
24. Салическая правда
Протограф (первоначальный текст) Салической правды (Lex Salica) не сохранился, по-видимому, он восходит к 60—70-м гг. V в. Древнейшие дошедшие до нас списки Салической правды датированы началом VIII в., они восходят к редакции начала VI в., написаны на варварской латыни, штрафы измеряются в римских монетах, а текст разбит на титулы (главы) по римскому образцу. Вместе с тем Салическая правда — систематизированный сборник оригинальных франкских обычаев, а не рецепиированного и извращенного варварами римского законодательства.
Салическая правда — прежде всего судебник, содержащий нормы процессуального характера. За убийство рядового франка-общинника взимается вергельд, т.е. штраф (200 солидов), за убийство графа — тройной вергельд (600 солидов). Низко оценивалась жизнь римлян, например римлянина — крупного землевладельца всего в 100 солидов. Таким образом проявилась этническая ограниченность франкского права. Также в Салической правде упоминаются литы (полусвободные люди) и рабы.
Достаточно высоки были штрафы за покушение на честь человека. Наказания (в основном штрафы) были чрезвычайно высоки. Суд по Салической правде в значительной степени был основан на пережитках родоплеменного прошлого (суд общины), но уже существовало и государственное правосудие (суд графа).
Среди судебных доказательств упоминаются ордалия (существовала до XIII в.), клятва (соприсяжничество).
В целом, судебный процесс носил состязательный (обвинительный) характер.
Главным источником богатства в условиях становящегося феодализма была земля, поэтому большое количество норм в Салической правде было посвящено земельным отношениям.
Салическая правда поощряет крепкие общинные отношения. Общины жили в виллах, т.е. маленьких деревеньках. Поселиться в общину можно было либо при согласии всех членов общины, либо при их молчаливом одобрении в течение года (по давности), либо даже без согласия общинников, по королевскому приказу.
Регулирование семейно-брачных отношений в Салической правде практически отсутствует.
Салическая правда ценна своей первозданностью, неподверженностью (в основном) римскому влиянию, она наглядно иллюстрирует исконное право франков.
Салическая правда стала одним из источников западноевропейского права.
Предыдущая |