Поиск

Реклама

Администратор сайта



А.С. Волосников, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда, Д.В. Кудрякова
Земельные споры

Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. - 178 с.

Предыдущая

Лекция 2. Споры, возникающие вследствие изменения правового режима земельных участков

2.2. Споры, связанные с переводом земель или земельных участков из одной категории в другую

Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за границами населенных пунктов, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Как следует из ст. 77 ЗК РФ, в составе категории земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья и земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими) имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Статья 7 Закона № 172-ФЗ устанавливает особенности перевода земель только сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения. При этом Закон не установил никаких запретов или ограничений изменения категории земель так называемых несельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, занятых:

– внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений;

– замкнутыми водоемами;

– зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции». Указанное толкование нашло отражение в единичных судебных актах, например в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27 июля 2009 года[59].

Утверждение или изменение границ населенных пунктов (а равно перевод земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию в случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов) до определенного времени могло осуществляться как решениями органов местного самоуправления поселения (округа) об утверждении (изменении) генерального плана, так и решением субъекта РФ в порядке, предусмотренном ст. 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»[60] (принятие таких решений несколько раз ограничивалось законодателем различными сроками)[61].

Заметим, что в правоприменительной практике хоть и редко, но встречаются казусные случаи, когда заявитель пытался осуществить перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем подачи заявления в суд об установлении соответствующего факта, имеющего юридическое значение. В удовлетворении заявления было отказано ввиду неподведомственности рассмотрения спора суду[62].

В пункте 2 статьи 2Закона № 172-ФЗ указано, что перечень прилагаемых к ходатайству документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения устанавливается субъектом Федерации, а иных земель - Правительством РФ. Вместе с тем пункт 4 этой же статьи содержит закрытый перечень документов, прилагаемых к ходатайству при переводе всех категорий земель, что подтверждается судебной практикой.

Так, прокурор Новосибирской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими некоторых положений Требований к содержанию ходатайства и составу прилагаемых к нему документов о переводе земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением администрации Новосибирской области от 29 августа 2005 года № 65.

В обоснование требований прокурор указал на то, что оспариваемые положения противоречат положениям Закона, поскольку устанавливают дополнительные требования к содержанию ходатайства и составу прилагаемых к нему документов о переводе земель из одной категории в другую.

Решением Новосибирского областного суда в удовлетворении заявления отказано. Суд кассационной инстанции оставил решение в силе, обосновав тем, что в силу п. 1 и п. 2 ст. 2 Закона содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации.

В отношении иных земель содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Отвергая доводы прокурора о том, что оспариваемые им положения устанавливают дополнительные требования к содержанию ходатайства и составу прилагаемых к нему документов к требованиям, содержащимся в Законе, суд исходил из того, что перечень сведений, которые должны указываться в ходатайстве, и перечень необходимых документов, прилагаемых к ходатайству, указанные в Законе, касаются перевода земельных участков, но не земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.

Поэтому отклонены судом как несостоятельные доводы прокурора о тождественности понятий «земля» и «земельный участок»[63].

Судебная практика подтверждает, что для перевода земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда наличия мнения правообладателя недостаточно, необходимо получение его согласия.

Так, 9 октября 2008 года Правительством Ярославской области принято Постановление № 537-п «О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда». В качестве приложения к данному Постановлению утвержден Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Призыв» (далее - СПК «Призыв») обратился в суд с заявлением об оспаривании указанного выше акта, ссылаясь на то, что перевод поименованного в нем земельного участка из одной категории земель в другую противоречит требованиям ЗК РФ и ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», произведен без согласия кооператива и нарушает его право постоянного (бессрочного) пользования данным участком.

Решением Ярославского областного суда от 11 декабря 2009 года требования СПК «Призыв» удовлетворены, признаны не действующими с момента вступления решения суда в законную силу соответствующие пункты перечня земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.

В кассационной жалобе заинтересованное лицо (Правительство ЯО) утверждало, что при разрешении вопроса о переводе земельного участка из одной категории в другую учету подлежит лишь мнение собственника такого участка; отсутствие согласия правообладателя не является основанием к отказу в переводе земельных участков из одной категории в другую.

Кассационная инстанция оставила предыдущие решения судов в силе, обосновав тем, что нарушение установленного Земельным кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к иным категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Состав и порядок подготовки документов для перевода земельных участков из одной категории в другую установлен статьей 2 Закона. К ходатайству должно быть приложено в числе других документов согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.

Право исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления ходатайствовать о переводе земельных участков в составе земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков предусмотрено Законом только в случаях перевода земельных участков из одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Из содержания оспариваемого заявителем кассационной жалобы Постановления не следует, что земли сельскохозяйственного назначения переведены в земли лесного фонда именно в указанных целях. Между тем согласие СПК «Призыв» к ходатайству о переводе указанного земельного участка в категорию земель лесного фонда приложено не было, такое согласие у СПК «Призыв» не испрашивалось[64].

Пунктом 9 ст. 6 Федерального закона «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[65] предусматривается, что земельные участки, образуемые из земельных участков сельскохозяйственного назначения или состава земельсельскохозяйственного назначения и предназначаемые в соответствии с документацией по планировке территории для размещения необходимых для проведения саммита объектов федерального значения, относятся к категории земель промышленности или иного специального назначения, за исключением случаев, если эти образуемые земельные участки предназначены для размещения дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов.

При выполнении в отношении этих образуемых земельных участков работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этих образуемых земельных участках, в соответствующем межевом плане указываются принадлежность к категории земель промышленности или иного специального назначения в отношении этих образуемых земельных участков и реквизиты соответствующей документации по планировке территории для размещения необходимых для проведения саммита объектов федерального значения.

При государственном кадастровом учете этих земельных участков, осуществляемом в связи с их образованием, в государственный кадастр недвижимости в отношении этих образованных земельных участков одновременно вносятся сведения о категории земель промышленности и иного специального назначения. При этом категория земель, к которой отнесены эти образованные земельные участки, считается установленной со дня завершения их постановки на кадастровый учет.

Указанный специальный порядок перевода не распространяется на случаи изменения категории для последующего размещения линейных объектов.

Особенности перевода земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

Согласно п. 1 ст. 8 Закона № 172-ФЗ, перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, устанавливаемом ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Нарушение установленного нормами земельного законодательства порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую)[66].

В соответствии со ст. 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является:

– утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

– утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Утверждение изменения границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется по решению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Из анализа судебной практики следует, что основным вопросом, который рассматривается при определении возможности и целесообразности включения участка в границу населенного пункта, является наличие инфраструктуры (пропускная способность дорог, резервы подключения к коммуникациям: электричеству, канализационным сетям, возможности вывоза мусора до ближайшего полигона твердых бытовых отходов, бюджетные возможности органа местного самоуправления по их эксплуатации и т.п.), позволяющей обеспечивать жизнедеятельность населения, численность которого неизбежно должна возрасти при включении участков под застройку.

Попытки дать оценку «целесообразности» изменения границы населенного пункта в судебной практике отсутствуют.

Так, ФАС Восточно-Сибирского округа указал, что причины отказа во включении в границы населенного пункта «могут быть иными, чем предусмотрено частями 19, 20 ст. 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ», и посчитал обоснованным и законным отказ в переводе в земли населенных пунктов по основанию «высокого уровня износа основных фондов (теплоисточников, объектов инженерной инфраструктуры) и отсутствия резерва мощностей для подключения новых потребителей к энергосетям»[67].

В свою очередь, ФАС Московского округа, посчитал обоснованным отказ во включении в границу населенного пункта по основанию плохой дорожной инфраструктуры (увеличение населения повлекло бы увеличение дорожных пробок)[68].

Наиболее ярко формальный подход к оценке акта о переводе в земли населенных пунктов может быть продемонстрирован на следующем примере.

Суд установил, что акт о переводе принят уполномоченным органом и с соблюдением установленной процедуры. Вопрос целесообразности перевода судом не исследовался, в частности, суд посчитал разумным изменение категории земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 7671 га и его включение в границы села Красное Кировской области для жилищного строительства, не выяснив численность населения данного села.

При этом, если застроить участок такой площади жилыми домами небольшой этажности (коттеджами), для их заселения едва ли хватит всего населения сельской местности Кировской области (около 400 тыс. человек), а при застройке многоэтажными жилыми домами для их заселения может быть недостаточно и населения всей Кировской области (1,4 млн. человек)[69].

По общему правилу границы населенных пунктов должны отображаться в генеральных планах городских округов и поселений, а также схемах территориального планирования муниципальных районов (для межселенных территорий). Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Особенности перевода земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию. Действующий ЗК РФ (ст. 87) понимает под землями промышленности и иного специального назначения земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным федеральными законами и законами субъектов РФ. В состав категории земель промышленности и иного специального назначения входят следующие субкатегории: земли промышленности; земли энергетики; земли транспорта; земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны и безопасности; земли иного специального назначения.

Земельные участки указанного целевого назначения могут находиться как в собственности граждан и юридических лиц, так и в собственности федеральной, субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.

Часть земель данной категории может находиться только в федеральной собственности. Эти земельные участки указаны в ч. 4 ст. 87 ЗК РФ. К ним относятся: земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации.

Главным условием перевода земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию является наличие утвержденного проекта рекультивации земель.

Нарушением земель следует считать разработку месторождений полезных ископаемых и торфа, проведение всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы.

Если земельный участок из земель промышленности или иного специального назначения загрязнен, нарушен или застроен зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), перевод его в другую категорию возможен только при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

Правительством Российской Федерации утверждено Постановление от 23 февраля 1994 года № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», в соответствии с которым рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель[70]. При необходимости в установленном порядке на эти цели могут направляться средства из других источников финансирования в соответствии с законодательством.

Особенности перевода земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Категория земель особо охраняемых территорий и объектов не является однородной и включает в себя несколько субкатегорий, в том числе: особо охраняемых природных территорий; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; особо ценных земель (п. 2 ст. 94 ЗК РФ).

Перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.

Перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае:

– создания особо охраняемых территорий;

– создания туристско-рекреационных особых экономических зон;

– в иных установленных Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами случаях.

Установление или изменение границ туристско-рекреационной особой экономической зоны, а также включение земельных участков в границы туристско-рекреационной особой экономической зоны либо исключение земельных участков из границ туристско-рекреационной особой экономической зоны является переводом земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов.

Так, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»[71] туристско-рекреационные особые экономические зоны могут создаваться на земельных участках, принадлежащих к категории земель особо охраняемых территорий.

Решение о создании особой экономической зоны на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и территории муниципального образования или территориях муниципальных образований принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.

Данное положение находит отражение в судебной практике. Так, суд установил, что Постановление Правительства Российской Федерации о создании туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории Новосибирской области, где расположен спорный земельный участок, не принималось. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что в отношении названного участка установлен особый природоохранный, научный, историко-культурный, эстетический, рекреационный, оздоровительный статус.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у Правительства Новосибирской области оснований для перевода спорного земельного участка, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов (рекреационного) назначения[72].

Иначе разрешен вопрос о переводе земель или земельных участков на землях историко-культурного назначения в другие категории в Законе о переводе земель.

Ст. 23 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»[73], устанавливает, что исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется Правительством Российской Федерации на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы. Исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.

Следовательно, основанием перевода земель или земельных участков из земель особо охраняемых территорий и объектов применительно к землям историко-культурного назначения в другие категории является исключение объекта культурного наследия из реестра на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы.

Особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий. В соответствии со ст. 101 ЗК РФ все земли лесного фонда делятся на две основные группы, а именно:

– лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления;

– вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий возможен только по решению Правительства Российской Федерации. Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий нельзя путать с переводом лесных земель в нелесные. Перевод лесных земель в нелесные категорию земель не меняет, меняется только их использование в целях видов лесопользования, установленных ЛК РФ.

ЛК РФ различает защитные, эксплуатационные и резервные леса.

Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае:

– организации особо охраняемых природных территорий;

– установления или изменения границы населенного пункта;

– размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;

– создания туристско-рекреационных особых экономических зон.

Процедура перевода земель и земельных участков лесного фонда регламентирована в настоящее время Положением о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 48)[74].

Особый интерес вызывает вопрос о переводе земель лесного фонда, находящихся в пределах населенного пункта, в земли населенного пункта. Показательным является следующий пример[75]. Администрация муниципального образования «Чебаркульский городской округ» (далее - местная администрация) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Управлению Федеральной регистрационной службы по Челябинской области (далее - ТУ ФРС по Челябинской области), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области (далее - ТУ ФАУФИ по Челябинской области) об исключении из земель категории «лесной фонд» кварталов Чебаркульского лесничества общей площадью 2366 га, субъектом права собственности на которые является Российская Федерация, а также о признании указанных кварталов землями категории «земли населенных пунктов» муниципального образования «Чебаркульский городской округ» и восстановлении положения, существовавшего до проведения государственной регистрации права собственности Российской Федерации, путем прекращения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.

Решением от 19 июня 2007 года Арбитражного суда Челябинской области иск удовлетворен. Удовлетворяя иск, суд руководствовался статьей 8 Закона, так как признал, что перевод земель из земель лесного фонда в земли поселений осуществлен посредством установления городской черты муниципального образования «Чебаркульский городской округ», а потому государственная регистрация права федеральной собственности на спорный участок лесного фонда, находящегося в пределах городской черты, должна быть прекращена.

Постановлением от 26 сентября 2007 года Федерального арбитражного суда Уральского округа решение первой инстанции оставлено без изменения.

Дело было передано на рассмотрение в Президиум ВАС РФ, который посчитал, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело - передаче на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Согласно материалам лесоустройства Чебаркульского лесничества Чебаркульского лесхоза (описанию расположения, ведомости поквартальных итогов распределения площади лесного фонда, схеме лесхоза) спорный участок относится к землям лесного фонда.

В силу статьи 101 ЗК РФ границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства.

В силу пункта 1 статьи 84 ЗК РФ черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий. Обязательность процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в Постановлении от 9 января 1998 года № 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.

Однако судом не проверялось соблюдение процедуры перевода земель из земель лесного фонда в земли поселений при утверждении проекта городской черты города Чебаркуль в 1967 г. с включением в городскую черту территории площадью 7270 га, поэтому принятые по делу судебные акты подлежат отмене, дело - передаче на новое рассмотрение. Кроме того, суд неправомерно применил при рассмотрении настоящего дела Закон, поскольку он не действовал в период государственной регистрации права федеральной собственности на спорный участок лесного фонда.

Существенное влияние на перевод земель лесного фонда в земли иных категорий оказывает тот фактор, что ЛК РФ больше не содержит требований о возмещении потерь лесного хозяйства.

Следует обратить внимание и на другие изменения в законодательстве. В соответствии с Федеральным законом от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[76] с 1 января 2007 года из объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня были исключены материалы перевода земель лесного фонда в земли иных категорий.

Данные обстоятельства способствует активному переводу земель лесного фонда в земли других категорий, что приводит к уменьшению площади лесов вокруг городов[77].

Особенности перевода земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию. В соответствии со ст. 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Перевод земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается в случаях:

– создания особо охраняемых природных территорий;

– установления или изменения границ населенных пунктов;

– размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;

– прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов, в том числе связанных с созданием искусственных земельных участков в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[78], при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, является переводом земель водного фонда в земли категории, указанной в разрешении на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности.

Перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда допускается в случае:

1) если земли заняты водными объектами;

2) строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах;

3) изменения русла рек и иных изменений местоположения водных объектов.

Особенности перевода земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель. К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со ст. 80 ЗК РФ.

Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.

Перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.

Большая часть земель запаса - это свободные неосвоенные земли, расположенные в необжитых районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. В хозяйственно-развитых районах страны их площадь незначительна. В ряде случаев законодатель прямо предписывает источники пополнения земель данной категории. Так, в силу п. 1 ст. 14 ЗК РФ подвергшиеся радиоактивному и химическому загрязнению земли могут быть исключены из категории земель сельскохозяйственного назначения и переведены в земли запаса для их консервации.

Законами большинства субъектов Российской Федерации полномочия по изменению категории земель запаса делегированы исполнительным органам власти муниципальных районов, что нашло свое отражение в судебной практике, так Арбитражный суд Московской области обязал администрацию муниципального района рассмотреть ходатайство о переводе земельного участка из земель запаса[79].



[59] Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 июля 2009 года по делу № А13-12443/2008 // СПС «КонсультантПлюс».

[60] О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ с изм. и доп. от 23 июня 2014 года // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 17; 2014. № 26 (часть I). Ст. 3377.

[61] Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2010 года по делу № А62-5521/2009; Кассационное Определение Брянского областного суда от 28 октября 2010 года по делу № 33-3068/10 // СПС «КонсультантПлюс».

[62] Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 5 марта 2012 года по делу № А41-19725/11 // СПС «КонсультантПлюс».

[63] Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2008 года № 67-Г08-5 // СПС «КонсультантПлюс».

[64] Определение Верховного Суда Российской Федерации от 3 марта 2010 года № 8-Г10-1 // СПС «КонсультантПлюс». 

[65] Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 8 мая 2009 года № 93-ФЗ // СЗ РФ. 2009. № 19. Ст. 2283.

[66] Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 апреля 2011 года по делу № А57-4164/2010 // СПС «КонсультантПлюс».

[67]Постановление Федерального арбитражного суда  Восточно-Сибирского округа от 30 августа 2010 года по делу № А19-177/10 // СПС «КонсультантПлюс».

[68] Постановления Федерального арбитражного суда  Московского округа от 24 июня 2008 года № КА-А41/4496-08 по делу № А41-К2-22213/07; от 2 июня 2008 года по делу № КА-А41/4616-08 // СПС «КонсультантПлюс».

[69] Постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 июля 2009 года по делу № А28-12081/2008-444/12 // СПС «КонсультантПлюс».

[70] О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы: Постановление Правительства Российской Федерации  от 23 февраля 1994 № 140  // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. №10. Ст. 779.

[71] СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3127.

[72] Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2010 года № 07АП-10686/10 по делу № А45-12696/2010 // СПС «КонсультантПлюс».

[73] СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2519.

[74] СЗ РФ. 2006. № 6. Ст. 703.

[75] Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 сентября 2008 года № 16490/07 по делу № А76-738/2007-22-204 // Вестник ВАС РФ. 2009. № 1.

[76] О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 18 декабря 2006  года № 232-ФЗ // СЗ РФ. 2006. №52 (1 ч.). Ст. 5498.

[77] Быковский В.К. Актуальные проблемы перевода земель лесного фонда в земли других категорий // Юрист. 2013. № 2. С. 20 – 22.

[78] Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 19 июля 2011 года №246-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4594.

[79] Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 8 июня 2010 года по делу № А41-40898/09 // СПС «КонсультантПлюс».

Предыдущая