Поиск

Реклама



А.Н. Симонов
Международное право
Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016.

Предыдущая

Лекция 12. Международное экономическое право

6. Евразийское Экономическое Сообщество

Интеграция государств в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), в конечном итоге, ведет к созданию эффективных механизмов многостороннего экономического сотрудничества. А в перспективном плане – к передаче органам СНГ наднациональных полномочий. Попытки создать на постсоветском пространстве региональный интеграционный союз начались почти сразу после распада СССР. Можно утверждать, что на текущий момент частично элементами надгосударственного регулирования наделены Электроэнергетический совет, Совет по железнодорожному транспорту, Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, Совет по авиации и использованию воздушного пространства и др. Но наиболее продвинутой структурой в построении надгосударственных органов является Евразийское экономическое сообщество.

Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС) - международная экономическая организация, в состав которой входят Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан. Республики Молдавия и Украина (с 2002 года) и Армения (с 2003 года) имеют статус наблюдателя. Основной целью ЕврАзЭС является региональная интеграция путем создания единого экономического пространства на территории входящих в него стран. Организация открыта для приема новых членов.

В сентябре 1993 года в Москве был подписан Договор об Экономическом союзе (ЭС). Все 12 стран СНГ (Украина – как ассоциированный член, все остальные – как полноправные члены) вошли в этот союз. Договор предусматривал поэтапное создание зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка и валютного союза. Все страны СНГ заинтересованы в создании системы экономической коллективной защиты отечественного бизнеса, т.к. имеет место быть низкая конкурентоспособность многих национальных товаров по отношению к зарубежным.

Однако, принятое в апреле 1994 решение о создании зоны свободной торговли не было ратифицировано половиной стран-членов (в том числе и Россией). Поэтому, Договор об Экономическом союзе реализован не был, попытки развивать постсоветскую интеграцию стали осуществляться с меньшим числом участников.

В январе 1995 года Беларусь, Россия и Казахстан подписали соглашения о Таможенном союзе (позже в этот процесс включился Кыргызстан). Целями создания Таможенного союза были провозглашены

– устранение между странами-участницами барьеров для свободного товарообмена;

– выработка единых экономических игры, прежде всего в таможенной сфере;

– координация экономической политики стран-участниц договора, в том числе для защиты их интересов на мировом рынке.

29 марта 1996 года президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях с целью создания сообщества интегрированных государств. Страны-участницы договорились направить совместные усилия на поэтапное углубление интеграции в экономике, науке, образовании, культуре, социальной сфере при соблюдении суверенитета сторон, принципов равноправия и взаимной выгоды, нерушимости существующих границ, невмешательства во внутренние дела друг друга.

В феврале 1999 года на базе предыдущих договоренностей был подписан Договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве, к которому присоединилась Республика Таджикистан.

10 октября 2000 года в Астане (Казахстан) президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписан Договор об образовании Евразийского Экономического Сообщества. В нем заложена концепция более тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения тех целей и задач, которые были определены Договором о таможенном союзе и едином экономическом пространстве. ООН в мае 2003 года зафиксировала статус Евразийского экономического сообщества как международной организации. Создание ЕврАзЭС знаменовало собой поступательное развитие экономической интеграции от зоны свободной торговли (беспошлинная торговля) через таможенный союз (общий таможенный тариф в отношении товаров стран, не входящих в союз) к общему рынку (свободное перемещение товаров, капиталов, услуг, рабочей силы, единая торговая политика в отношении третьих стран, общая валютная политика). Образование постоянно действующей международной организации для последовательного осуществления экономических соглашений было отчасти реакцией на внутренние проблемы СНГ и на ставшую очевидной общность исторического наследия стран с переходной (бывшей плановой) экономикой, адаптирующихся к современной мировой экономике и готовящихся ко вступлению во Всемирную таможенную организацию.

            Как любая международная организация ЕврАзЭС имеет определенную организационную структуру. Руководящие органы Сообщества включают в себя: Межгосударственный совет, Интеграционный комитет, Межпарламентская Ассамблея, Суд Сообществ.

Межгосударственный Совет – высший орган ЕврАзЭС. Рассматривает принципиальные вопросы, связанные с общими интересами государств-членов Сообщества, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию задач ЕврАзЭС. При приятии решений в ЕврАзЭС разные страны имеют неравные права, согласно различиям их вклада в бюджет: Россия – 40% голосов, Беларусь и Казахстан – по 20%, Кыргызстан и Таджикистан – по 10%. Его поочередно возглавляют представители стран-участниц.

Интеграционный Комитет – исполнительный орган Сообщества, его основные функции: обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС, контроль за реализацией решений, принятых Межгосударственным Советом, подготовка предложений по формированию бюджета Сообщества и контроль за его исполнением.

Суд ЕврАзЭС создан в целях обеспечения единообразного применения Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества и других действующих в рамках Сообщества договоров и принимаемых решений. К функциям Суда ЕврАзЭС отнесено рассмотрение споров экономического характера, возникающих между членами ЕврАзЭС по вопросам исполнения решений органов Сообщества и положений договоров, действующих в рамках данной международной организации.

Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС – орган парламентского сотрудничества государств – членов ЕврАзЭС. Основными задачами Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС являются формирование единой правовой политики ЕврАзЭС, координация законотворческой деятельности национальных парламентов, обеспечивающей реализацию целей и задач ЕврАзЭС, создание организационно-правовых условий для приведения законодательств государств-членов Сообщества в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС, организация межпарламентского сотрудничества.

В 2002 был сформирован Деловой совет при ЕврАзЭС и создана ассоциация, которая объединила вокруг себя профессиональные гильдии предприятий родственных отраслей (транспортно-экспедиционная, банковская, строительная, нефтехимическая, металлургическая и т.д.).

Так же необходимо отметить, что Экономический форум ЕврАзЭС – новая форма сотрудничества бизнесменов разных стран. Такая форма международного общения должна придать новый импульс интеграционным процессам.

Предыдущая