Поиск

Реклама



А.Н. Симонов
Международное право
Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016.

Предыдущая

Лекция 9. Дипломатическое и консульское право

3. Общие правовые аспекты дипломатических сношений

Статья 2 Венской конвенции о дипломатических сношениях, принятой 18 апреля 1961 г. и вступившей в силу 24 апреля 1964 г., предусматривает, что «установление дипломатических отношений между государствами и учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляются по взаимному согласию». В общем международном праве не существует права посылки посольства, хотя все независимые государства вправе устанавливать дипломатические отношения. Необходимое взаимное согласие может быть выражено и совершенно неформально: суть дипломатических сношений заключается в осуществлении аккредитующим правительством государственных функций на территории принимающего государства с разрешения последнего. Согласившись на установление дипломатических отношений, принимающее государство должно предпринять шаги к тому, чтобы дать аккредитующему государству возможность воспользоваться таким разрешением.

            Соблюдение принимающим государством своих правовых обязанностей требует осуществления различных мер как законодательного, так и административного характера во внутригосударственной сфере. Должна быть проявлена надлежащая забота об обеспечении полицейской защиты персонала и помещений представительства, и государство может нести ответственность, если окажется, что его судебные органы не соблюдают необходимые привилегии и иммунитеты.

            Статья 3 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. предусматривает следующее функции дипломатического представительства:

·            представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;

·            защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;

·            ведение переговоров с правительством государства пребывания;

·            выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства;

·            поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.

            Установление между государствами дипломатических отношений влечет за собой, как правило, обмен дипломатическими представительствами. Современное международное право предусматривает возможность указанного обмена на одном из трех уровней (каждому уровню соответствует определенный класс главы представительства):

            1) посольство (это наиболее высокий уровень), во главе которого стоит дипломатический представитель, имеющий, как правило, класс посла;

            2) миссия, возглавляемая посланником;

            3) миссия, возглавляемая поверенным в делах.

            Внутренняя структура дипломатического представительства, установление соответствующих должностей и прочие нюансы определяются законодательством аккредитующего государства. В России, в частности, эти вопросы регламентированы Положением о Посольстве Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 г. № 1497, Положением о Чрезвычайном и Полномочном после Российской Федерации в иностранном государстве, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 1999 г. и иными актами.

            В международной практике установлены дипломатические ранги, то есть служебные звания, присваиваемые дипломатическим работникам. Они, как и дипломатические должности, устанавливаются внутренним законодательством соответствующего государства.

            По достижении договоренности об обмене дипломатическими представительствами и об их уровне возникает необходимость в практическом формировании дипломатического представительства. Численность персонала дипломатического представительства является компетенцией аккредитующего государства. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. допускает возможность предложений со стороны принимающего государства относительно сокращения персонала иностранных представительств.

            Конвенция 1961 г. подразделяет персонал миссии на следующие категории:

  1. дипломатический персонал (это члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг советников, дипломатических секретарей и атташе);
  2. административно-технический персонал (это всевозможные технические секретари, делопроизводители и т. п.);
  3. обслуживающий персонал, в который входят другие служащие самого представительства (например, шоферы, повара), «выполняющие обязанности по обслуживанию представительства».

            В конвенции также используются два других термина: «дипломатический агент» – это глава представительства или член дипломатического персонала представительства, и «глава представительства» – это «лицо, на которое аккредитующим государством возложена обязанность действовать в этом качестве».

            Главы представительств подразделяются на три класса, а именно:

            а) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств, и других глав представительств эквивалентного ранга;

            б) класс посланников и интернунциев, аккредитуемых при главах государств;

            в) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министерствах иностранных дел.

            Причем, как отмечено в ч. 2 ст. 14 Конвенции 1961 г., иначе как в отношении старшинства и этикета не должно проводиться никакого различия между главами представительств вследствие их принадлежности к тому или иному классу.

Предыдущая