Поиск

Реклама

Администратор сайта



А.Н. Симонов
Международное право
Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016.

Предыдущая

Лекция 9. Дипломатическое и консульское право

1. Внешняя политика и органы внешних сношений

            В широком смысле политика – это сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования определенной власти (государственной власти или власти державы на международной арене в той или иной области международных отношений). В свою очередь государство представляет собой политическую организацию общества как необходимую форму организации населения для участия в международном сообществе, для представительства и защиты его интересов

            Внешняя политическая деятельность государства – это одна из форм общественной деятельности специфического характера. Она представляет собой совокупность действий определенных органов государства и отдельных уполномоченных на то лиц по реализации политических интересов державы, прежде всего, по поводу завоевания, использования и удержания власти в различных сферах международных отношений.

Однако такая деятельность не может осуществляться без соблюдения признанных международных норм. Нормы и принципы международного права, формируясь в процессе дипломатической деятельности, представляют собой компромисс, являющийся общеприемлемым для всех основных групп государств. Поэтому по существу они не носят классового характера.

            Одним из средств осуществления внешней политики государства с помощью допустимых по международному праву специальных дипломатических мероприятий, приемов и методов в международной доктрине принято называть дипломатией.

            В широком значении понятие «дипломатия» охватывает все средства, при помощи которых государства устанавливают и поддерживают взаимные отношения, поддерживают контакты друг с другом и осуществляют политические либо юридические сделки через своих специально уполномоченных на это агентов. В этом смысле дипломатия может существовать между государствами, находящимися в состоянии войны или вооруженного конфликта друг с другом, но это понятие относится скорее к сношениям, будь то с дружественными или враждебными целями, чем к материальным формам экономического и военного конфликта.

            В узком смысле дипломатия – это искусство ведения международных переговоров. Рамки и формы дипломатии определяются международным правом. В то же время дипломатией является инструментом создания и осуществления норм международного права. В этом состоит диалектическое единство и взаимодействие внешней политики, дипломатией и международного права в системе международных отношений.

            Международное право формируется с помощью таких мероприятий и методов дипломатии, как переговоры между государствами, проведение международных конференций, дипломатическая переписка и так далее.

            Государства вступают в сношения друг с другом посредством особых государственных органов – органов внешних сношений. Органы внешних сношений по месту их нахождения и деятельности делятся на внутригосударственные и зарубежные. В свою очередь внутригосударственные подразделяются по характеру их функций и правовому основанию их существования на две группы: органы общего политического руководства, выполняющие общеполитические функции и определенные, как правило, конституциями государств, и органы, осуществляющие внешние сношения в специальных областях (торговой, экономической, научной и пр.).

            К центральным органам общего политического руководства страны относятся высшие законодательные (представительные) органы власти, обычно избираемые населением; глава государства (единоличный или коллегиальный), который осуществляет высшее представительство данного государства на международной арене; правительство, осуществляющее общее руководство внешней политикой государства (и в первую очередь – глава правительства); министр иностранных дел и центральный аппарат министерства иностранных дел, которые являются органом правительства по осуществлению внешней политики.

            Сношения этих органов непосредственно с иностранными центральными органами внешних сношений регулируются как национальными, так и международными нормами, в основном международными обычаями. Сношения центральных органов внешних сношений общего политического руководства с иностранными дипломатическими представительствами в значительно большей степени регламентируются многосторонними международными конвенциями (например, Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г.).

            Органы внешних сношений за рубежом (зарубежные органы внешних сношений) принято подразделять на постоянные и временные. Постоянные – это те органы, которые изо дня в день ведут работу за границей, представляя интересы своего государства. К ним относятся дипломатические представительства (посольства, миссии), постоянные представительства при международных организациях и консульские учреждения. А временные зарубежные органы внешних сношений – это различные делегации и представители, наблюдатели, послы по особым поручениям и так далее, выполняющие отдельные поручения государства в области внешних сношений. К временным органам относятся специальные миссии и делегации на международных конференциях или в международных органах.

Предыдущая