Поиск

Реклама

Администратор сайта



В.С. Кашо, О.В. Роньжина
Муниципальное право России
Краткий конспект лекций по курсу. Новосибирск, СФУ, 2009.

Предыдущая

Раздел 7. Формы непосредственной демократии на уровне местного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление

Лекция 8. Формы непосредственной демократии на уровне местного самоуправления

1. Общая характеристика форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления и их виды

Наиболее полная реализация принципа участия населения в управлении обществом и государством должна проявляться на уровне местного самоуправления, так как последнее, с одной стороны, затрагивает важнейшие жизненные интересы населения, а с другой – наиболее близко к нему. Непосредственная демократия, или другими словами, непосредственное осуществление населением местного самоуправления означает, что граждане сами, а не через представителей участвуют в решении вопросов местной жизни. Институты непосредственной демократии позволяют гражданам выражать интересы населения соответствующей территории, участвовать в определении задач и направлений деятельности органов местного самоуправления, осуществлять контроль за деятельностью этих органов.

Наиболее важные и распространенные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления перечислены в главе 5 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления», причем некоторые формы (опрос, публичные слушания) впервые получили законодательное закрепление. Из названия главы видно, что законодатель делит все формы непосредственной демократии на местном уровне на две группы.

К первой группе относятся формы, которые предполагают «непосредственное осуществление населением местного самоуправления», то есть решающее участие, принятие населением решений, имеющих обязательную юридическую силу и не нуждающихся в последующем утверждении: муниципальные выборы, местные референдумы, отзыв депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления.

В отличие от него, во вторую группу входят означает консультативные формы, рекомендательные акты, предполагающие лишь «участие населения в осуществлении местного самоуправления», где мнение населения может учитываться, влиять на принятие решений, являться одной из стадий принятия решения, но последнее слово принадлежит соответствующим органам власти: голосование по вопросам изменения территории или преобразования муниципального образования, собрания, конференции граждан, публичные слушания, правотворческая инициатива, обращения в органы местного самоуправления. Правда, использование некоторых консультативных форм в случаях, предусмотренных законом, является обязательным (например, голосование по вопросу изменения территории или преобразования муниципального образования, проведение публичных слушаний по проекту устава муниципального образования), но органы власти могут не согласиться с мнением населения.

Перечень форм непосредственной демократии, закрепленный в Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, не является исчерпывающим. Статья 33 названного Федерального закона устанавливает, что наряду с предусмотренными в нем формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, и иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации. Установлены лишь общие критерии такого участия: должны соблюдаться принципы законности и добровольности.

Принцип законности непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления означает, что все формы непосредственного волеизъявления населения на местном уровне должны проводиться в рамках, установленных законом. Порядок использования большинства форм прямой демократии регламентируется на уровне федеральных законов, а более подробное регулирование осуществляется законами субъектов федерации и уставами, иными нормативными правовыми актами муниципальных образований.

А из принципа добровольности вытекает,  что только сами жители муниципального образования вправе принимать решение об объеме их участия в осуществлении местного самоуправления. Никакое принуждение здесь недопустимо.

На государственные органы и их должностных лица, органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления возложена обязанность содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления.

Предыдущая