В.С. Кашо, О.В. Роньжина
Муниципальное право России
Краткий конспект лекций по курсу. Новосибирск, СФУ, 2009.

Предыдущая

Раздел 4. Правовые основы местного самоуправления

Лекция 4. Международный, федеральный и региональный компоненты регулирования местного самоуправления

1. Общая характеристика системы источников муниципального права Российской Федерации

Под источниками муниципального права обычно понимаются исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм муниципального права, придания им общеобязательного характера[8]. Специфика системы источников муниципального права обуславливается особенностями предмета муниципального права как комплексной отрасли права, регулирующей все общественные отношения, связанные с осуществлением местного самоуправления.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, иные муниципальные правовые акты.

Из приведенного выше перечня видно, что источники муниципального права как отрасли права характеризуются множественностью и могут быть классифицированы по разным основаниям.

По уровню правового регулирования можно выделить:

а) международный компонент – общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры с участием Российской Федерации, прямо или косвенно относящиеся к осуществлению власти на муниципальном уровне – например, Европейскую хартию местного самоуправления 1985 года;

б) федеральный компонент – нормативные акты, принимаемые народом Российской Федерации на референдуме (Конституция Российской Федерации ) или федеральными органами власти, специально посвященные регулированию местного самоуправления (Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., или затрагивающие вопросы местного самоуправления (Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и т.п.);

в) региональный компонент – конституции, уставы, законы и другие нормативные акты субъектов федерации по вопросам местного самоуправления, отнесенным к их ведению Федеральным законом № 131-ФЗ от
06.10.2003 г.;

г) муниципальный компонент – уставы муниципальных образований, муниципальные нормативные правовые акты, нормативные договоры и соглашения, местные обычаи.

По виду источника муниципального права и его юридической силе различаются:

а) международные договоры Российской Федерации;

б) Конституция Российской Федерации;

в) решения Конституционного Суда Российской Федерации;

г) федеральные конституционные законы и федеральные законы;

д) конституции, уставы и законы субъектов федерации;

е) решения конституционных, уставных судов субъектов федерации;

ж) подзаконные акты федеральных органов государственной власти;

з) подзаконные акты органов государственной власти субъектов федерации;

и) уставы муниципальных образований;

к) муниципальные нормативные акты и муниципальные договоры;

л) местные обычаи (в случае их признания законом – например, обычаи коренных малочисленных народов).

По виду субъектов принятия источники делятся на акты, принимаемые:

а) непосредственно народом Российской Федерации, населением субъекта федерации или муниципального образования;

б) органами государственной власти Российской Федерации или субъекта федерации;

в) органами местного самоуправления.

По содержанию регулируемых отношений источники муниципального права делятся на акты, которые:

а) носят комплексный характер, так как регулируют широкий круг вопросов местного самоуправления Федеральный закон № 131-ФЗ от
06.10.2003 г.;

б) носят специальный характер, так как регулируют только определенную сферу местного самоуправления (например, местный бюджет, муниципальную собственность, муниципальную службу и т.д.).



[8] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Мунмиципальное право Российской Федерации: учеб.  М.,  2007. С.18.

Предыдущая

Поиск

Реклама