В.С. Кашо, О.В. Роньжина
Муниципальное право России
Краткий конспект лекций по курсу. Новосибирск, СФУ, 2009.
Предыдущая |
Раздел 4. Правовые основы местного самоуправления
Лекция 4. Международный, федеральный и региональный компоненты регулирования местного самоуправления
1. Общая характеристика системы источников муниципального права Российской Федерации
Под источниками муниципального права обычно понимаются исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм муниципального права, придания им общеобязательного характера[8]. Специфика системы источников муниципального права обуславливается особенностями предмета муниципального права как комплексной отрасли права, регулирующей все общественные отношения, связанные с осуществлением местного самоуправления.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, иные муниципальные правовые акты.
Из приведенного выше перечня видно, что источники муниципального права как отрасли права характеризуются множественностью и могут быть классифицированы по разным основаниям.
По уровню правового регулирования можно выделить:
а) международный компонент – общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры с участием Российской Федерации, прямо или косвенно относящиеся к осуществлению власти на муниципальном уровне – например, Европейскую хартию местного самоуправления 1985 года;
б) федеральный компонент – нормативные акты, принимаемые народом Российской Федерации на референдуме (Конституция Российской Федерации ) или федеральными органами власти, специально посвященные регулированию местного самоуправления (Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., или затрагивающие вопросы местного самоуправления (Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и т.п.);
в) региональный компонент – конституции, уставы,
законы и другие нормативные акты субъектов федерации по вопросам местного
самоуправления, отнесенным к их ведению Федеральным законом № 131-ФЗ от
06.10.2003 г.;
г) муниципальный компонент – уставы муниципальных образований, муниципальные нормативные правовые акты, нормативные договоры и соглашения, местные обычаи.
По виду источника муниципального права и его юридической силе различаются:
а) международные договоры Российской Федерации;
б) Конституция Российской Федерации;
в) решения Конституционного Суда Российской Федерации;
г) федеральные конституционные законы и федеральные законы;
д) конституции, уставы и законы субъектов федерации;
е) решения конституционных, уставных судов субъектов федерации;
ж) подзаконные акты федеральных органов государственной власти;
з) подзаконные акты органов государственной власти субъектов федерации;
и) уставы муниципальных образований;
к) муниципальные нормативные акты и муниципальные договоры;
л) местные обычаи (в случае их признания законом – например, обычаи коренных малочисленных народов).
По виду субъектов принятия источники делятся на акты, принимаемые:
а) непосредственно народом Российской Федерации, населением субъекта федерации или муниципального образования;
б) органами государственной власти Российской Федерации или субъекта федерации;
в) органами местного самоуправления.
По содержанию регулируемых отношений источники муниципального права делятся на акты, которые:
а) носят комплексный характер, так как регулируют
широкий круг вопросов местного самоуправления Федеральный закон № 131-ФЗ от
06.10.2003 г.;
б) носят специальный характер, так как регулируют только определенную сферу местного самоуправления (например, местный бюджет, муниципальную собственность, муниципальную службу и т.д.).
[8] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Мунмиципальное право Российской Федерации: учеб. М., 2007. С.18.
Предыдущая |