В.С. Кашо, О.В. Роньжина
Муниципальное право России
Краткий конспект лекций по курсу. Новосибирск, СФУ, 2009.

Предыдущая

Раздел 9. Экономическая основа местного самоуправления

Лекция 14. Муниципальные финансы

1. Местный бюджет: понятие, структура, принципы формирования

Часть 1 статьи 9 Европейской хартии местного самоуправления гласит, что «органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций». Формой аккумулирования финансовых средств местного самоуправления является местный бюджет. Согласно определению, закрепленному в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Местный бюджет является составной частью бюджетной системы,  и предназначен для исполнения его расходных обязательств. В отличие от ранее действующего законодательства, предусматривавшего возможность создания внебюджетных фондов, сейчас использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается (статья 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Местный бюджет должен быть у каждого муниципального образования, следовательно, виды бюджетов соответствуют видам муниципальных образований: бюджет поселения, бюджет муниципального района, бюджет городского округа, бюджет внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Кроме того, Бюджетный кодекс употребляет также понятие «консолидированный бюджет муниципального района», под которым понимается бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами). Бюджет следует отличать от сметы доходов и расходов, которая может быть у населенных пунктов и других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, и входящими в состав поселений. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно.

Структура местного бюджета включает доходную и расходную части и в расходной части корреспондирует структуре компетенции муниципального образования. В нем в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Принципы построения местных бюджетов закреплены в Европейской хартии о местном самоуправлении, Бюджетном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе № 131-ФЗ от 31.10.2008 г. Так, Европейская хартия местного самоуправления (статья 9) закрепляет следующие принципы:

1) органы местного самоуправления имеют право получать достаточные собственные финансовые средства и свободно ими распоряжаться;

2) финансовые средства должны быть соразмерны предоставленным полномочиям;

3) часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов;

4) финансовые системы должны быть достаточно разнообразными и гибкими;

5) защита более слабых в финансовом плане органов местного самоуправления путем ввода процедуры финансового выравнивания;

6) предоставляемые местным органам самоуправления субсидии по возможности не должны предназначаться на финансирование конкретных проектов;

7) доступ органов местного самоуправления к национальному рынку ссудного капитала.

Бюджетный кодекс Российской Федерации в статье 28 закрепляет принципы всей бюджетной системы Российской Федерации, которые относятся в том числе и к местным бюджетам:

- единства бюджетной системы Российской Федерации;

- разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

- самостоятельности бюджетов;

- равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

- полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

- сбалансированности бюджета;

- результативности и эффективности использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

- прозрачности (открытости);

- достоверности бюджета;

- адресности и целевого характера бюджетных средств;

- подведомственности расходов бюджетов;

- единства кассы.

В статье 52 Федерального закона № 131-ФЗ от 31.10.2008 г. часть названных принципов конкретизирована применительно к местному самоуправлению:

- органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований;

- формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

- органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов Российской Федерации отчеты об исполнении местных бюджетов.

- в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

- проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию; органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Предыдущая

Поиск

Реклама