Поиск

Реклама



О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.

Предыдущая

1.5. История государства и права в Новое и Новейшее время

1.5.13. История государства и права Новейшего времени

Эпоха Новейшего времени стала одной из наиболее противоречивых в истории человечества. Целые регионы были охвачены социальными и национально-освободительными революциями, в результате крушения колониальных империй возникли новые государства, шел трудный процесс смены социального и государственно-правового строя, в ряде стран возникла социалистическая государственность. Вместе с тем это был жестокий век, отмеченный гражданскими и двумя мировыми войнами, впервые охватившими большую часть населения и унесшими миллионы жизней.

Между многими народами сохранялась отчужденность самого различного толка (идеологического, религиозного, национального и т. д.), в значительной мере обусловленная неравномерностью их исторического и социально-экономического развития. Это отчетливо проявилось во взаимоотношениях между странами социалистического и капиталистического лагерей. Создавались и частично сохраняются военные блоки, дестабилизирующие международные отношения. Острые противоречия характеризуют взаимоотношения между странами экономически развитыми и бывшими колониальными и зависимыми (страны «третьего мира»). Причем разрыв в качестве жизни возрастает, чему в немалой степени способствует сохраняющееся неравноправие в экономических отношениях. Но тем не менее мир становится все более взаимосвязанным.

В 1919 г. была учреждена Лига Наций, однако она не могла ослабить глубокие противоречия между ведущими государствами мира, агрессивность фашистских государств, приведшие к Второй мировой войне. Этим и был предопределен ее роспуск.

После окончания Второй мировой войны в 1945 г. учреждается Организация Объединенных Наций, призванная более эффективно решать вопросы международного сотрудничества. Главными учреждениями ООН стали:

·      Генеральная Ассамблея,

·      Совет Безопасности,

·      Совет по опеке,

·      Экономический и социальный совет,

·      Международный суд,

·      Секретариат.

ООН, ее учреждения явились более действенным органом международного сотрудничества, чем Лига Наций, но и они не всегда могли стать эффективным инструментом защиты мира.

На региональном уровне началось сближение стран, находящихся на примерно одинаковой экономико-политической ступени развития. Наиболее отчетливо этот процесс заявил о себе в Западной Европе. Его первоначальную основу составили договоры:

·      Парижский 1951 г. (образование Европейского объединения угля и стали);

·      Римский 1957 г. (учреждение Европейского экономического сообщества).

Последующее развитие стимулировало интеграцию рынка стран Европейского сообщества, равно как и дальнейшую институционализацию его механизма. Создаются Европейский парламент, Европейская счетная палата и ряд других учреждений. Важной ступенью в этом процессе, который изначально вышел за рамки исключительно экономического сотрудничества, стали преобразования, предусмотренные Единым Европейским актом 1986 г. и Договором о Европейском союзе 1992 г.

Государственно-правовая история многих государств была насыщена кризисами, «скачкáми», периодами «временного движения вспять» – сказывались особенности национальной истории. Выделяют несколько направлений государственно-правового развития:

·      эволюция государств «либеральной демократии»;

·      временное установление авторитарных режимов, наиболее характерным из которых является фашистский режим в Германии;

·      возникновение социалистической государственности, отличавшейся как от либеральной демократии, так и от фашизма.

В конце XX в. стала очевидной неизбежность выбора демократического пути государственно-правового развития во всемирном масштабе. Отношения человек – общество, общество – экология по-прежнему далеки от гармонии. В экономике развитых стран «либеральной демократии» велика роль крупных транснациональных промышленно-банковских объединений, использующих огромные материальные возможности для оказания серьезного влияния на формирование государственной политики, нередко соответствующей лишь узкогрупповым классовым интересам. Показательно, что при этом учитывались и важные изменения, свершившиеся в развитых странах. Трудящимся удалось преодолеть чрезмерно элитарный характер «либеральной демократии»: введено всеобщее равное избирательное право, создано законодательство. Либерально-демократическое государство фактически все более утрачивает предназначенную ему роль «ночного сторожа», призванного охранять существующие экономические отношения, но не вмешиваться в них. Ныне государство может в определенных случаях вторгаться в отношения частной собственности, ограничивая их в пользу общественных интересов. Постепенно внедряются элементы общегосударственного планирования.

В Новейшее время раскрылись подлинные реалии «либеральной демократии», ее позитивные и негативные стороны. Поэтому в современном движении к демократии крепнет убеждение в необходимости дифференцированного подхода к либерально-демократическим государственно-правовым институтам, в недопустимости механического копирования иностранного опыта. Утверждается понимание необходимости глубокого и всестороннего осмысления и учета национальной истории. Подлинная демократизация государственного строя проявляется в конечном счете в отношении к человеку, в обеспечении достойного качества жизни, в реальной защите прав и свобод, т.е. во всем, что предполагает гармоничное развитие личности в условиях мира, безопасности и охраны природы. Вместе с тем все в большей степени осознается зависимость развития подлинной демократии от уровня политической и правовой культуры граждан данного общества, знания ими своих прав, равно как и своих обязанностей перед обществом, и способности претворять их в жизнь.

Именно с этих позиций необходимо оценивать историю государственности XX в., как, впрочем, и предшествовавших столетий. Это позволит увидеть, что имеет потенциал позитивного развития и поэтому подлежит восприятию из прошлого, а что нужно оставить ему навсегда. В этом состоит одна из основных задач всеобщей истории государства и права.

[1. С. 593-614; 2. С. 498-512; 1-7; 11-12; 15; 18-20; 22]

Контрольные вопросы

1.  Политические перемены в ходе первых европейских революций XX в.

2.  Появление новых отраслей права. Становление и эволюция социального законодательства и др.

3.  Унификация буржуазного права в XX в.

Предыдущая