Поиск

Реклама



О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.

Предыдущая

1.2. История государства и права стран Древнего мира

1.2.4. Государственный строй и право Древнего Китая

В древнекитайском государстве Шан (Инь) во II тысячелетии до н.э. на раннем этапе сохранялись черты родоплеменной военной демократии. В дальнейшем наблюдается переход всей полноты власти к царю – вану. Он возглавлял государственный аппарат. Высшие должности занимали по назначению царя его близкие родственники. Более мелкие должности – это профессиональные чиновники (писцы), сборщики налогов, судьи и т.п. Должностные лица подразделялись на: высших гражданских чиновников, военных чиновников, советников, прорицателей.

В XII в. до н.э. в государстве Шан (Инь) обостряются внутренние противоречия. В то же время укрепляет свои силы и расширяет владения племя Чжоу, находившееся под властью иньских ванов. Под руководством вождей этого племени объединяется ряд племен для борьбы против царской династии Иньского государства. В 1122 г. до н.э. племена Чжоу нанесли поражение иньской армии. Государство Шан (Инь) пало, и на смену ему пришло царство Чжоу.

В период Западного Чжоу (1122−742гг. до н.э.) укрепляется строй рабовладельческого государства, усложняется его система правления. Общество этого периода характеризуется более высокой ступенью развития производительных сил, увеличением численности рабов, развитием крупного землевладения.

Верховная власть принадлежала наследственному царю (вану), однако централизованное государство в течение всего периода Чжоу не сложилось. Ван непосредственно управлял только столичной областью, а большей частью страны управляли владетельные князья. Территории княжеств подразделялись на мелкие административные единицы, сложившиеся на базе прежнего родоплеменного деления. Низшей административно-территориальной единицей была сельская община.

Государственный аппарат, которым руководил высший сановник (сян), состоял из приближенных, личных слуг вана и доверенных рабов. Сян был главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной. Система управления в царстве Чжоу была дворцовой: служащие являлись одновременно и должностными лицами, обладающими разнообразной компетенцией. Высшие чиновники (дафу) разделялись на три класса: старшие, средние, младшие. Наверху общественной лестницы находилась рабовладельческая аристократия, которая состояла из чжоуской наследственной и военной знати, а также отчасти уцелевшей иньской аристократии.

В этот период интенсивно развивается крупное землевладение, появляется тенденция к превращению крупных землевладений в частнособственнические. Формально собственником земли считался царь, однако рабовладельческая аристократия могла вполне свободно распоряжаться своими владениями. С течением времени право крупных рабовладельцев на владение землей окончательно превращается в право собственности на землю.

Столь обширные полномочия деспота вытекали из административно-хозяйственных функций, которые изначально являлись основными для древневосточных государств. Государство, олицетворяемое правителем, организовывало общественные работы, связанные с сооружением систем искусственного орошения, строительством дворцово-храмовых комплексов и обработкой царского земельного фонда. В целом оно регулировало земледелие, ремесло и торговлю.

Степень концентрации власти была различной и зависела от сложившихся в каждом регионе условий и традиций. Так, наибольшей властью обладали китайские ваны (цари).

В Китае обожествление власти монарха имело философское обоснование и отличалось рационализмом, который выражался в приоритете административных потребностей сравнительно с религией. Считалось, что царь мог реализовать свои обожествленные начала, но мог и уклониться от исполнения своих обязанностей и привести народ к гибели. В Древнем Китае после чжоуского завоевания для легитимизации власти новых правителей была сформулирована концепция «Мандата Неба». Предполагалось, что верховное божество Небо вручило права на управление Поднебесной добродетельному и мудрому правителю, получавшему титул «сына Неба». Характерный для религиозной системы древних китайцев рационализм усилился с появлением конфуцианства. Сравнение государства с большой семьей добавило правителю авторитет «отца и матери» своих подданных. Государь должен был заботиться о подданных, как отец о своих детях, а те обязаны были проявить сыновнюю почтительность, служить своему отцу верно и преданно.

Важнейшей опорой деспотии и ее неотъемлемым политико-правовым признаком в странах Древнего Востока являлся развитой военно-бюрократический аппарат. В условиях доминирования общинного производства и примитивных рыночных отношений бюрократический аппарат выполнял регулирующие и координирующие функции. Многочисленная администрация была строго организована и поделена на ранги трех уровней управления – центральный, региональный и местный (общинный). Жесткая иерархическая система предполагала соблюдение субординации, подчинение нижестоящих чиновников вышестоящим. Место в служебной иерархии зависело от социального положения. Однако внутри аппарата отсутствовало разграничение между выполнением государственных обязанностей и личных поручений деспота. Как правило, функции государственного управления совмещались с обслуживанием личных и хозяйственных интересов правителя.

Характерными методами отбора бюрократии было назначение правителем на чиновничьи посты родственников и приближенных по собственному усмотрению или же по рекомендации влиятельных лиц, а также предоставление должности по степени знатности. Классическим образцом подготовки чиновников стал Древний Китай, где в основу формирования правящей элиты был положен принцип меритократии (принцип индивидуальной заслуги). Конфуций предложил систему этического воспитания чиновников. Чиновник должен был обладать особыми качествами и достоинствами.

Суд и процесс в Древнем Китае не были отделены от администрации. Судьями были чиновники, а высшим судьей – царь. Суд осуществлялся публично. В больших городах создавались профессиональные суды. В них преобладал обвинительно-состязательный процесс; при этом не было деления на гражданские и уголовные дела. В процессе стороны были равны. Суд исследовал свидетельские показания сторон, документы и вел себя пассивно, формально оценивая доказательства. Решение суда фиксировалось письменно. Право на обжалование принадлежало только царю. Доказательствами считались также ордалии – «суды божьи», например, они применялись в случаях обвинения женщины в измене мужу и в чародействе. Решение суда о смертной казни или членовредительских наказаниях приводилось в исполнение немедленно и публично.

Развитие права Древнего Китая было связано с влиянием двух противоборствующих философствующих учений – конфуцианства (этико-политические догматы) и легизма (политико-правовые концепции). Их общей чертой была политическая направленность, стремление организовать жизнь китайцев на «рациональных» и «справедливых» началах, понимаемых каждой школой по-своему. В результате острой борьбы эти школы пришли к компромиссу и примирению.

Конфуций утверждал, что средством поддержания справедливого порядка является не закон, а традиционные моральные нормы (ли), соблюдение которых связано со скрупулезно разработанными ритуалами.

Наиболее ярким представителем легизма был Шан Ян, который считал, что правитель обладает абсолютной властью и с помощью строго установленного закона (фа) определяет все стороны жизни подданных.

В результате мораль задавала стереотип поведения, а право с помощью наказаний запрещало от него уклоняться: «там, где недостает «ли», следует применять «фа», или то, что наказуемо по «фа», не может быть дозволено по «ли»…»

В X в. до н.э. в Китае уже существовал Уголовный кодекс, включавший 3 000 статей и 500 видов преступлений, что, видимо, было порождено неэффективностью системы управления, которую пытались компенсировать жестокостью наказаний. Самой развитой областью законодательства было карательное законодательство, о чем свидетельствуют «Чжоуское законодательство», «Книга правителя области Шан» (Шан цзюнь шу), «Циньское уложение о наказаниях».

[1. С. 36-120; 2. С. 11-99; 1-7; 16; 20-22].

Контрольные вопросы

1.  Что такое первобытное право?

2.  Какие правовые обычаи являются наиболее живучими в истории права?

3.  История государств: Египет, Индия, Китай, Вавилон.

4.  История права: Египет, Индия, Китай, Вавилон.

Предыдущая