Поиск

Реклама



Андреева О. А., Клочков В. В., Костенко М. А.,
Макаренко С. Н., Земченков Н. Ф., Дедюлина М. А.,
Кулик В. С., Тимошенко И. В.,
Дранников В. Н., Ельчанинова Н. Б.
Правоведение: учебное пособие
Под ред. д-ра юр. наук, профессора, действительного члена Российской академии естественных наук П. П. Баранова. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 299 с.

Предыдущая

7. Основы трудового права

7.1. Общие начала трудового права

Материальную основу общества составляет трудовая деятельность людей. Труд есть источник знания, прогресса общества, глубинная сущность человека. В процессе труда человек реализует, развивает и удовлетворяет многообразные интересы.

Труд регулируется трудовым правом в части отношений работников с работодателями, независимо от собственности, т. е. трудовые отношения, складывающиеся в процессе производства материальных и духовных благ, в сфере услуг и обслуживания. Технологическая сторона производства обслуживается на базе права, планов, инструкций и относится к области технологических правил. Общественная организация труда существует в виде связей между людьми в процессе совместного труда, которые и являются предметом правового регулирования. Таким образом, предметом трудового права являются отношения между людьми, складывающиеся в процессе общественного производства и базирующиеся на наемном труде, тогда как труд, например домохозяйки, не регулируется правом.

Трудовое право регулирует вопросы занятости и трудоустройства, нормы труда, материальную ответственность сторон трудового договора, порядок приема, перевода и увольнения работников, вознаграждения, соблюдение правил дисциплины, порядок регистрации трудовых споров, участия профсоюзов и других организаций в трудовом процессе.

Трудовое отношение выступает как отношение работника с работодателем по использованию его труда в сфере конкретного производства или организации труда вообще и отражает характер производственных отношений данного общества. Это могут быть отношения  на государственных и муниципальных предприятиях и т. д., т. е. они всегда будут основываться на определенной форме собственности. Поэтому трудовое законодательство, применяемое к многоукладной экономике, имеет свою специфику. Но это не разрушает цельности трудового права.

Источниками трудового права являются нормативные акты, регулирующие трудовые правоотношения. Основным законом, на развитие которого направлена вся законодательная деятельность, является Конституция РФ 1993 г., закрепившая право на труд, условия труда, оплату труда, на отдых, на предпринимательскую деятельность, на защиту от безработицы. Важное место в системе законодательства занимает Трудовой Кодекс Российской Федерации (ТК РФ), федеральные законы, содержащие нормы трудового права. Дальнейшее развитие трудовые правоотношения получают в подзаконных актах, правилах, приказах и ведомственных инструкциях.

Источники права можно различать по их ведомственной принадлежности: федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; нормативные правовые акты субъектов РФ; акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. В зависимости от компетенции органа управления, принявшего законодательный акт, они по сфере действия могут быть федеральными, республиканскими, межотраслевыми, ведомственными, областными, муниципальными и производственными; комплексными и текущими. Однако все они должны соответствовать Конституции РФ, а все подзаконные акты – ТК РФ и федеральным законам. Таким образом, Конституция РФ, ТК РФ и федеральные законы о труде являются основными источниками трудового права и все другие акты не должны им противоречить.

Для упорядочения правотворческой деятельности в области трудовых правоотношений и регулирования трудовых и других непосредственно с ними связанных отношений, часть вторая ТК РФ предусматривает систему социального партнерства в сфере труда, которая включает федеральный, региональный, отраслевой, территориальный уровни, а также уровень организации. В соответствии с ТК РФ ст. 35 на федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Правовая основа формирования и деятельности этой комиссии определена Федеральным законом № 92-ФЗ от 1 мая 1999 года. Комиссия формируется из представителей Правительства Российской Федерации, общероссийских объединений работодателей и общероссийских объединений профсоюзов на основе соблюдения принципов паритетности и равноправия сторон. Цели и задачи комиссии состоят в регулировании социально-трудовых отношений и согласовании социально-экономических интересов сторон на принципах социального партнерства.

Трехсторонняя комиссия вправе, заслушав все три стороны, давать предложения в федеральные органы государственной власти о принятии необходимых федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, в том числе в сфере занятости населения, оплаты труда, доходов и уровня жизни населения, социальной защиты, социального обеспечения и социального страхования, охраны труда и т. д.

Комиссия уполномочена создавать рабочие группы с привлечением ученых и специалистов, приглашать для участия в работе представителей федеральных органов государственной власти, общероссийских профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, не входящих в ее состав. Правомочна комиссия также, получать от Госкомстата и Министерства труда и социального развития РФ информацию о социально-экономическом положении в стране, в различных регионах и отдельных отраслях экономики, необходимую для ведения коллективных переговоров и заключения генерального соглашения.

Гражданский кодекс РФ, вступивший в силу с 1994 г. в гл. 4 «Юридические лица» разработал перечень и статус юридических лиц, установив несколько организационных форм предпринимательской деятельности: хозяйственные товарищества и общества, полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и др. Разница в их правовом статусе проявляется в вопросах оплаты, прибыли, убытков. Эти различия, как правило, фиксируются в трудовых договорах и других документах. С трудовыми отношениями тесно переплетены производные от них отношения: социально-партнерские; по материальной ответственности участников; по обеспечению занятости и трудоустройству; трудового коллектива и администрации (работодателя); профкома с администрацией; по подготовке кадров и повышению квалификации на производстве, по разрешению трудовых споров. Таким образом, предметом трудового права являются отношения, складывающиеся между работником и работодателем при участии администрации и налаживания социально-партнерских отношений между ними.

Закон РФ от 19 июня 1992 г. «О потребительской кооперации» определяет, что трудовые отношения в кооперации регулируют трудовое право и их уставы. В любом случае, если в уставах кооперативных предприятий отсутствуют те или иные нормы трудового права, то действует общероссийский закон. На практике большая часть трудовых отношений регулируется общими нормами трудового права, а другая часть – положениями, не противоречащими им. Можно сказать, что труд колхозников и кооператоров регулируется трудовым законодательством с учетом особенностей, установленных Законом о кооперации и Уставом колхоза, кооператива.

ТК РФ обязателен для применения на всей территории РФ для всех работодателей  независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Действие норм ТК распространяется на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, за исключением военнослужащих (при исполнении ими обязанностей военной службы), лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера и других лиц, если это установлено федеральным законом.

Законодатели в большинстве склоняются к убеждению, что общие нормы Российского трудового права могут широко применяться в различных областях трудовых отношений; в милиции, военизированной пожарной охране и др., а наиболее типичные трудовые нормы из этих областей могут включаться в предмет трудового права. Согласно законодательству о труде военных, работников МВД и др., там действуют нормы о профсоюзах, защите прав, о восстановлении по службе, испытаниях, отпусках, оплате. Ст. 349 ТК РФ определяет, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях  Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными  законами и иными нормативными правовыми актами.

На наемный персонал общественных и религиозных организаций полностью распространяется трудовое законодательство. Правда, кадровые работники религиозных организаций живут и работают по своим правилам в силу специфики трудовых отношений, связанных с потусторонним миром, и в силу отделения церкви от государства. Глава 54 ТК РФ предусматривает некоторые особенности регулирования труда работников религиозных организаций, которые позволяют при определении прав и обязанностей сторон, срока действия трудового договора, режима труда и т. д. учитывать внутренние установления религиозных организаций.

В целом же целями трудового права в социальном государстве «являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей» (ст. 1 ТК РФ). Трудовое право выполняет социальную функцию в форме реализации права на труд, обеспечение занятости, внедрение культуры производства; защитную функцию – путем договорных трудовых отношений и цивилизованного решения трудовых споров, охраны и оплаты труда и т. д.; хозяйственную функцию – путем рационализации производства; воспитательную функцию – путем поощрения результативного труда и ответственности за ущерб, причиненный производству; функцию демократического развития и совершенствования трудовых отношений – путем реализации прав работников, заключения трудовых коллективных договоров и т. д.  Если обратиться к Конституции РФ, то в ее I и II частях сформулированы основные принципы правового государства и права человека, которые определяют направления совершенствования правовой системы, частью которой является и трудовое право. В соответствии с этими принципами  высшей ценностью объявляется сам человек, в том числе и как участник производственно-трудовых отношений.

Трудовое право связано с другими отраслями права: административным – в части регулирования трудовых отношений на государственной и военной службе; гражданским – по предмету договора; жилищным – при учете трудового стажа, при улучшении жилищных условий; социального обеспечения – при расчетах пенсий, получении звания «Ветеран труда» и т. д. Трудовое право отражает структуру общества, способ производства, достижения юридической науки и уровень демократии в обществе и, следовательно, находится в постоянном развитии и изменяется вместе с обществом. Совершенствуется государственная политика в области занятости населения, идет дифференциация правового регулирования по отраслям народного хозяйства, обогащение ТК нормами международного правового регулирования труда; совершенствуется охрана труда. При этом государство стремится, чтобы в процессе совершенствования трудового права не отнимать уже завоеванные социальные права и способы их защиты.

Государственная политика опирается на ряд принципов правового регулирования труда, в которых выражена суть трудового законодательства. Так, в ТК РФ, ряде федеральных законов (об оплате труда, отпусках, охране труда и т.д.) узаконены принципы и нормы трудового права. Однако корни этих принципов закреплены в Конституции РФ и находятся в согласовании с основными правами человека. Конституционные принципы трудового права направлены: на обеспечение права на труд, на защиту от безработицы; свободное распоряжение своими способностями к труду; запрещение принудительного, обязательного труда; обеспечение равноправия в труде; обеспечение права на справедливое и достойное вознаграждение по результатам труда; обеспечение охраны труда и особенно труда категорий работников, нуждающихся в социальной защите; обеспечение права на ограничение рабочего времени, права на отдых, включая оплачиваемый отпуск; обеспечение защиты трудовых прав, справедливое разрешение трудовых споров; обеспечение права на профессиональную подготовку и переподготовку, повышение квалификации; расширение производственной демократии; защиту и поощрение социального партнерства. Эти принципы способствуют вовлечению в трудовой процесс всех слоев населения, рациональному использованию рабочей силы, совершенствованию организации и оплаты труда и на этой основе совершенствованию личности самого работника.

Предыдущая