Поиск

Реклама

Администратор сайта



Андреева О. А., Клочков В. В., Костенко М. А.,
Макаренко С. Н., Земченков Н. Ф., Дедюлина М. А.,
Кулик В. С., Тимошенко И. В.,
Дранников В. Н., Ельчанинова Н. Б.
Правоведение: учебное пособие
Под ред. д-ра юр. наук, профессора, действительного члена Российской академии естественных наук П. П. Баранова. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 299 с.

Предыдущая

2. Основы теории государства и права

2.2. Закономерности исторического движения государства и права, эволюция и соотношение современных государственно-правовых систем

2.2.2. Современные типы права и правовые системы (семьи)

В современном мире каждое государство имеет свое право, а бывает и так, что в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующих правовых систем. Свое право имеют и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Правовые системы различных государств отличаются большим многообразием, спецификой, а иногда и уникальностью. Вместе с тем при всем многообразии характеристик, факторов и путей развития национальных систем можно назвать четыре основные семьи национальных систем права: романо-германская, англо-американская, религиозно-общинные юридические системы ряда стран Азии и Африки и правовые системы при авторитарных политических режимах. Их различие зависит от экономических и социально-политических условий развития общественной жизни.

Для облегчения сравнительного изучения правовых систем все их разнообразие сведено в науке сравнительного правоведения в ограниченное количество правовых семей. Тем самым, не входя в детали каждой правовой системы, внимание исследователя акцентируется на общих характерных чертах основных правовых семей.

Очевидно, что различия в праве прежде всего определяются содержанием входящих в его состав норм. Но было бы поверхностным и неправильным видеть в праве только лишь совокупность норм. Право - это значительно более сложное явление, выступающее как система. У нее определенный понятийный фонд; она соединяет нормы в определенные группы; использует определенные способы создания и толкования норм: она связана с определенной концепцией социального устройства, и от этой концепции зависит, как применяется и вообще функционирует право.

Однако различия между правом разных стран значительно уменьшаются, если исходить не из содержания их конкретных норм, а из более постоянных элементов, используемых для создания, толкования, оценки норм. Сами нормы могут быть бесконечно разнообразными, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж и много. Поэтому возможна группировка правовых систем в особые группы или семьи.

Правовая семья — это совокупность национальных правовых систем, выделяемых на основе общности различных признаков. Обычно выделяют три правовые семьи: романо-германскую правовую семью, семью общего права и семью религиозного права.

Романо-германская правовая семья включает страны (в том числе и Россию), в которых юридическая наука сложилась на основе римского права. Здесь на первый план выдвинуты нормы права, которые рассматриваются как нормы поведения, отвечающие требованиям справедливости и морали. Определить, какими же должны быть эти нормы, - вот основная задача юридической науки; поглощенная этой задачей, доктрина в меньшей мере интересуется вопросами управления, отправлением правосудия и применением права; этим занимаются юристы-практики. В романо-германской семье, начиная с XIX века, господствующая роль отведена закону, и в странах, принадлежащих к этой семье, действуют кодексы. Право выступает здесь прежде всего как средство регулирования отношений между гражданами; другие отрасли права были разработаны гораздо позднее и менее совершенны по сравнению с гражданским правом, которое и остается основой юридической науки.

Семья общего права (common law) включает право Англии и стран, последовавших образцу английского права, в частности, США. Характерные черты этого права совсем иные, нежели право всех систем романо-германской семьи. Общее право было создано судьями, разрешавшими споры между отдельными лицами; эту печать своего происхождения данная правовая система несет на себе до нынешнего времени. Норма общего права менее абстрактна, чем норма права романо-германской правовой семьи, и направлена на то, чтобы разрешить конкретную проблему, а не сформулировать общее правило поведения на будущее. Нормы, касающиеся отправления правосудия, судебного процесса, доказательств и даже исполнения судебных решений, в глазах юристов этих стран имеют не меньшее, а даже большее значение, чем нормы, относящиеся к материальному праву; их основная забота - немедленное восстановление статус-кво, а не установление основ социального порядка. При формировании и развитии общего права учения романистов, основанные на гражданском праве, играли весьма ограниченную роль; классификации общего права, его концепции и сам словарь юристов этой формации совершенно иные, чем в правовых системах романо-германской семьи.

Религиозно-общинные юридические системы — это системы юридического регулирования, которые в силу особых экономических, политических, духовно-нравственных условий функционируют на основе связанности регулирующими формами, такими как религиозные, традиционные, обычно-общинные и др. Для этой правовой семьи характерно переплетение права и религии.

Правовые системы при авторитарных режимах — группа правовых систем по структуре весьма близка к вышерассмотренной семье. Отличие заключается в том, что для данной группы правовых систем с внешней стороны характерно использование элементов современной юридической, правовой культуры, институтов правосудия и законодательства. При этом отрицается юридическая значимость прав человека и отсутствует действительно независимое правосудие.

Предыдущая