Поиск

Реклама

Администратор сайта



Андреева О. А., Клочков В. В., Костенко М. А.,
Макаренко С. Н., Земченков Н. Ф., Дедюлина М. А.,
Кулик В. С., Тимошенко И. В.,
Дранников В. Н., Ельчанинова Н. Б.
Правоведение: учебное пособие
Под ред. д-ра юр. наук, профессора, действительного члена Российской академии естественных наук П. П. Баранова. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 299 с.

Предыдущая

10. Основы экологического права

10.7. Экологический мониторинг и аудит

Экологический мониторинг - это наблюдение за состоянием окружающей среды, за происходящими в ней физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов и последствиями его влияния на растительный мир и животный мир с целью обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде, предупреждениями и прогнозами ее состояния. Экологический мониторинг — составная часть экологического контроля.

В соответствии с Законом об охране окружающей природной среды организация экологического мониторинга, создание и обеспечение работы государственной службы наблюдения за состоянием окружающей среды относятся к компетенции специально уполномоченных органов РФ в области охраны окружающей среды. В настоящее время организация общего государственного экологического мониторинга возлагается на Госкомэкологию РФ и ее территориальные органы. При этом основным исполнителем является Росгидромет и его подразделения на местах. Наряду с этой службой заинтересованные министерства, ведомства и комитеты обеспечивают собственные системы экологического наблюдения.

В систему государственного экологического мониторинга входит федеральный, региональный и локальный мониторинг земель, мониторинг водных объектов, лесов и др.

Правовую основу экологического мониторинга представляет постостановление Правительства РФ "О создании Единой государственной системы экологического мониторинга" от 24 ноября 1993 г.  и утвержденное Правительством РФ Положение о санитарно-гигиеническом мониторинге, а также приказ Минприроды РФ (ныне — Госкомэкология РФ) "Об организации работ по созданию единой сети государственной системы экологического мониторинга" от 27 апреля 1994 г.

Экологический аудит - это форма процедуры учета экологических факторов при реализации новых проектных и иных решений. Это исследование статуса и экологического состояния объекта (как правило, недвижимости) или какого-либо вида деятельности с целью выявления существующих или потенциальных экологических рисков. При проведении экологического аудита также выявляются несоответствия проводимой деятельности требованиям экологического законодательства. Он применяется только к существующим и функционирующим объектам.

Экологический аудит также применяется для оценки степени экологической деградации объекта, выявления существующих и возможных участков загрязнения в результате проведения данной деятельности, выявления факторов риска здоровью населения и работников данного производства.

Экологический аудит основан на принципах объективности и независимости его проведения. Работы обычно выполняются специализированными экологическими организациями (консалтинговыми фирмами).

Экологический аудит носит комплексный характер. При его проведении должны быть учтены все виды и формы воздействия на окружающую среду и санитарно-эпидемиологическую обстановку (включая проблемы обеспечения безопасности экологической и пожарной).

Аудиторы несут ответственность за предоставление достоверной и полной информации, полученной по результатам исследования, и за достоверность сделанных в результате работы выводов.

Приглашение экспертов, оплата их услуг, подготовка материалов по результатам проверки находится в ведении заказчика работ по экологическому аудиту.

Экологический аудит осуществляется по заранее разработанному протоколу, включающему перечень вопросов, на которые должны быть получены ответы в ходе проводимых работ. Формы протоколов, как правило, разрабатываются и используются аудиторскими фирмами. Исключение составляют специальные типы протоколов для химической, нефтяной, обрабатывающей промышленности и международные протоколы по форме, разработанной, например, Европейским банком реконструкции и развития.

Продолжительность экологического аудита зависит от масштабности объекта. Работы выполняются в рабочие дни и часы в соответствии с составленным протоколом. Аудиторы совершают обход территории, посещая все участки, отмеченные в протоколе, проводят отбор проб, опрашивают специалистов организации (главного инженера, главного технолога, главного энергетика и т. п.), изучают выполнение экологических, санитарных, пожарных, технических норм на данном производстве, изучают имеющиеся документы и материалы проводимых ранее проверок.

Представители объекта аудирования должны оказывать необходимую помощь в работе аудиторов, включая предоставление внутреннего транспорта, обеспечение защитной одеждой и т. п.

При проведении экологического аудита исследуются: порядок обращения с опасными материалами и другими отходами, их утилизация; состояние почв и подземных вод; сброс сточных вод; выбросы в атмосферу. По итогам проведенной проверки составляется окончательный доклад, который передается заказчику экологический аудит.

Экологический аудит содержит черты экспертизы экологической и близок, по сути, процедуре оценки воздействия на окружающую среду. Однако в отличие от них экологический аудит не является обязательным и его результаты не имеют юридической силы.

Наиболее часто экологический аудит проводится в случаях обращения за прямыми иностранными инвестициями (создание, покупка предприятий, организация совместного производства) и кредитования российских предприятий международными организациями (например, Мировым банком). В этих случаях заказчиками выступают либо сами иностранные инвесторы (тогда аудит проводится, как правило, иностранными консалтинговыми фирмами), либо российские предприятия для получения иностранных кредитов.

Предыдущая