Поиск

Реклама

Администратор сайта



Андреева О. А., Клочков В. В., Костенко М. А.,
Макаренко С. Н., Земченков Н. Ф., Дедюлина М. А.,
Кулик В. С., Тимошенко И. В.,
Дранников В. Н., Ельчанинова Н. Б.
Правоведение: учебное пособие
Под ред. д-ра юр. наук, профессора, действительного члена Российской академии естественных наук П. П. Баранова. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 299 с.

Предыдущая

10. Основы экологического права

10.6. Экологическое воспитание и образование

В Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 г., намечена долгосрочная программа реализации конституционных положений об охране окружающей среды. В этом документе установлен  комплексный подход к решению экологических проблем в условиях системного кризиса. Особенно важно отметить, что Экологическая доктрина сформировала такие задачи экологического образования и просвещения, как:

-  создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологического образования и просвещения;

-  включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития Российской Федерации в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса;

-  усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности;

-  подготовка и переподготовка в области  экологии педагогических кадров для всех уровней системы для всех уровней обязательного и дополнительного образования и просвещения, в том числе по вопросам устойчивого развития Российской Федерации;

-  включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в федеральные целевые, региональные и местные программы развития территорий;

-  государственная поддержка деятельности системы образования и просвещения, осуществляющих экологическое образование и просвещение;

-  разработка стандартов образования, ориентированных на разъяснение вопросов устойчивого развития Российской Федерации;

-  развитие системы подготовки в области экологии руководящих работников различных сфер производства, экономики и управления, а также повышения квалификации специалистов природоохранных служб, правоохранительных и судебных органов;

-  повышение информированности деловых кругов по вопросам законодательства в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, устойчивого развития Российской Федерации, а также обучение их методам управления с учетом экологического фактора;

-  поддержка и публикация материалов по вопросам экологии в средствах массовой информации.

Экологическое воспитание это есть привитие гражданам элементов экологической культуры. Сама экологическая культура это использование окружающей среды на основе познания естественных законов развития природы с учетом ближайших и отдаленных последствий изменения природной среды под влиянием человеческой деятельности.

В законопроекте о государственной политике в области экологического образования, принятом Государственной думой РФ 22 ноября 1995 г., но не одобренном Советом Федерации РФ и не подписанном Президентом РФ, под экологической культурой понимается наследуемый опыт жизнедеятельности человека и его взаимодействия с окружающей средой, способствующий здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека.

В соответствии с Законом об охране окружающей среды овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний. В соответствии с профилем в специальных средних и высших учебных заведениях предусматривается преподавание специальных курсов по охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

Межведомственной комиссией по экологическому образованию населения, созданной постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994. г. № 1208, обсуждены и предложены основные формы и методы повышения экологической культуры населения, создание модели экологического воспитания и обучения на территории города, микрорайона, в сельской местности, на базе особо охраняемых природных территорий; организация общественных экологических лекториев, открытых университетов, эколого-просветительских полигонов для проведения летних экологических практикумов учащихся и студентов; развитие форм и методов повышения экологической культуры, экологического воспитания, обучения и просвещения с помощью средств массовой информации, обеспечивающих непрерывное экологическое образование, организация эколого-просветительской работы в местах массового отдыха населения, организация конкурсов на экологическую тематику.

В дополнение к ФЦП "Поддержка книгоиздания в России" предлагается издание социально значимой экологической литературы на основе статистического анализа выпуска книжной продукции за предшествующий период, изучения общественных потребностей и конъюнктуры рынка, с учетом выявленных проблем, тенденций и готовности к изданию материалов.

Основными направлениями здесь могут быть: создание федерально-региональной системы изучения потребительского спроса на издание экологической литературы; издание учебных материалов для всех уровней экологического образования населения, справочной литературы в области охраны окружающей среды; поддержка издательств, выпускающих литературу по наиболее современным и актуальным экологическим проблемам, периодических экологических изданий; тиражирование аудио- и видеоматериалов, компьютерных программ, различных игр экологической направленности.

Экологическое образование — процесс обучения, воспитания, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентации, поведенческих норм и получение специальных знаний по охране окружающей среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности (согласно законопроекту РФ о государственной политике в области экологического образования, принятому Государственной думой РФ 22 ноября 1995 г, но не одобренному Советом Федерации РФ и не подписанному Президентом РФ).

В соответствии с Законом об охране окружающей природной среды устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования и воспитания, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации, а также средства массовой информации.

Руководители министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций, иные должностные лица и специалисты, граждане, связанные с деятельностью, оказывающей вредное влияние на окружающую среду и здоровье человека на территории РФ, обязаны иметь необходимую экологическую подготовку, которая учитывается при назначении на должность, аттестации и переаттестации работников. Лица, не имеющие необходимой подготовки, не допускаются к выполнению работы, требующей соответствующих знаний.

Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1208 для улучшения экологического образования и координации деятельности в этой сфере федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и заинтересованных организаций создана Межведомственная комиссия по экологическому образованию населения. Задачи, функции и состав Комиссии определены в постановлении Правительства РФ от 26 января 1995 г. №91.

Основным направлением деятельности этой Комиссии признана разработка государственной стратегии экологического образования населения в России и программы ее реализации, предусматривающей, в частности, создание системы информационной поддержки экологического образования и массового распространения экологических изданий. Рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ осуществлять меры по приоритетному развитию экологического образования, а внебюджетным экологическим фондам направлять до 10% своих средств на реализацию программ развития экологического образования.

В соответствии с постановлением Правительства РФ "О развитии системы высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации" от 23 мая 1995 г. выработаны предложения об учете в квалификационных требованиях по должностям служащих уровней образования и квалификации  выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования, предусмотренных соответствующим государственным образовательным стандартом.

Исходя из современных условий требуется экологическая подготовка более 70 млн работников, в т. ч. 20 млн. занятых в промышленности, что предполагает государственную поддержку и разработку модели обязательной экологической подготовки кадров управления и производства по территориально-производственному и функциональному признакам, в бюджетных и внебюджетных сферах экономики.

Проводятся конференции по экологическому образованию в Тбилиси (1977 г), Минске (1980 г.), Иванове (1984 г.), Москве (1987 г), Казани (1990 г.), Черноголовке (1998 г.) и т. д., где отрабатывается приемлемая концепция экологического образования для нашей страны, предполагающая процесс, охватывающий весь период жизни человека, содействующий повышению культуры экологической и качества общего образования, вырабатывающий основу для разработки нового образа жизни, перехода к устойчивому развитию.

Экологическое образование должно охватывать всех членов общества, его формы должны соответствовать потребностям, интересам и ценностям различных возрастных групп и социально-профессиональных категорий, адаптироваться к различным социально-экономическим и культурным условиям, особенностям жизни современного человека, учитывать национальные и региональные задачи.

Предусматриваются и реализуются первоочередные меры по созданию системы практической экологической деятельности учащихся, пересмотру школьных курсов с точки зрения идей экологически безопасного, устойчивого развития, введению понятия "гражданин планеты", обсуждению глобальных проблем, созданию инфраструктуры непрерывного экологического образования, координации школьной и внешкольной систем образования, начального, среднего профессионального образования и эколого-просветительской деятельности неправительственных организаций (см. ж "Зеленый мир". 1994. № 13. С. 12).

В целях воспитания бережного отношения к природе, рационального использования ее богатств проводится распространение экологических знаний, а также природоохранного законодательства РФ. Распространение экологических и эколого-правовых знаний согласно ст. 76 Закона об охране окружающей природной среды осуществляется государственными органами, профессиональными союзами, другими общественными объединениями, средствами массовой информации.

Непрерывное экологическое образование — экологическая составляющая единой системы образования РФ, представляющая собой совокупность преемственных экологических образовательных программ (основных и дополнительных), соответствующих государственным образовательным стандартам, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, информационного эколого-образовательного пространства РФ, а также управление непрерывным экологическим образованием.

Скоординированности усилий в области экологического образования требует необходимость обеспечения условий формирования общественного экологического сознания в процессе перехода России на модель устойчивого развития. На Всероссийском съезде по охране природы в 1995 г. отмечалось, что, несмотря на возрастающее понимание обществом важности экологического образования и повышения экологической культуры, усилия различных государственных и общественных организаций по развитию форм экологического обучения и просвещения населения, целостная национальная система в этой области отсутствуют.

На региональном и межрегиональном уровнях предпринимаются попытки к организации непрерывного экологического образования идет активный процесс по созданию межведомственных комиссий и координационных советов. В рамках "Сибирского соглашения", принятого рядом субъектов РФ, создана и действует модель межрегионального сотрудничества в области экологического образования населения.

Созданной постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1208 Межведомственной комиссией по экологическому образованию населения обсуждены и предложены основные меры обеспечения непрерывного экологического образования: создание системы управления непрерывным экологическим образованием населения на федеральном, межрегиональном, региональном и местном уровнях; организационно-методическое обеспечение деятельности федеральной и других комиссий, научно-методологических и консультативных советов по непрерывному экологическому образованию; формирование сети межрегиональных и региональных центров непрерывного экологического образования на основе имеющегося потенциала природоохранных органов, учреждений культуры и образования, общественных организаций; создание экспериментальных эколого-образовательных площадок, системы маркетинга эколого-образовательных услуг и научно-методической продукции; разработка компьютерных программ, системы мониторинга и контроля эффективности непрерывного экологического образования, создание системы доступа населения к экологической информации и федерального, межрегионального и регионального банка данных в области непрерывного экологического образования населения; информационное обеспечение системы дистанционного непрерывного экологического образования населения (автономного, самообразования); разработка новых дидактических и интерактивных методов непрерывного экологического образования, системы подготовки кадров, формирование сети и обеспечение центров повышения квалификации и переподготовки кадров для непрерывного экологического образования, подготовки кадров высшей квалификации и мультипликаторов в области экологического образования; организация и развитие системы обмена опытом; проведение регулярных конференций, семинаров, симпозиумов; создание постоянно действующей передвижной выставки по проблемам непрерывного экологического образования населения.

Предыдущая