Поиск

Реклама

Администратор сайта



В.Т. Батычко
Теория государства и права в вопросах и ответах

Таганрог: ТРТУ, 2005.

Предыдущая

2. Вопросы по теории права

2.17. Романо-германская правовая семья, англо-саксонская правовая семья, исламская правовая семья, правовая семья социалистического права

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России, при всех ее особенностях, более родственна именно романо-германской правовой семье.

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

-  единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

-  главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь, точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

-  имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

-  высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

-  вecомое положение занимают подзаконные нормативные   акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

-  деление системы права на публичное и частное, а также на          отрасли;

-  правовой обычай и юридический прецедент выступают в ка        честве вспомогательных, дополнительных источников;

-  на первом месте находятся не обязанности, а права человека       и гражданина;

-  особое значение имеет юридическая доктрина, разработав шая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право, в ее развитии можно выделить три главных этапа:

1)  эпоха Древнего Рима,- зарождение римского права и его упадок в связи с гибелью Римской империи (476 г. н.э.), господство в Европе архаических способов решения споров - поединки, ордалии (испытания), колдовство и т.т., т.е. фактическое отсутствие права;

2)  XIІІ-XVІІ вв. - возрождение (ренессанс) римского права, распространение его в Европе и приспособление к новым условиям, достижение независимости права от королевской власти;

3)  ХVII в. - наши дни - кодификация права, появление конституций (в США, Польше, Франции и т.п.), отраслевых кодексов (Гражданский кодекс Франции 1804 г., Гражданское уложение Германии 1896 г.), создание национальных правовых систем.

К англо-саксонской правовой семье относят национально-правовые системы Англии, США (за исключением штата Луизиана - бывшей испанской и французской колонии), Канады (за исключением провинции Квебек - бывшей французской колонии), Австралии, Новой Зеландии и др.

Среди при знаков данной семьи можно выделить следующие:

-  основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

-  юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер;

-  ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводят суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;

-  на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом;

-  главенствующее значение имеет процессуальное (процедур         ное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное; отсутствуют кодифицированные отрасли права; . отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

-  статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

-  юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматический, прикладной характер.

В становлении англосаксонской правовой семьи выделяют четыре главных этапа:

1)  до 1066 г. (до нормандского завоевания Англии) - отсутствие общего для всех права; основным источником права являлись местные обычаи, различные для каждого региона;

2)  1066-1485 гг. (от нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров) - централизация страны, создание в противовес местным обычаям общего права для всей страны, которое, отправляли королевские суды;

3)  1485-1832 гг. - период расцвета общего права и его упадка; нормы общего права стали отставать от реальной действительности: во-первых, общее право было слишком формальным и громоздким, что снижало его эффективность; во-вторых, дела, которые было сложно либо невозможно решать, опираясь на общее право, стали разрешаться при помощи возникшего «права справедливости», которое самостоятельно творил английский лорд-канцлер (представитель короля), исходя из принципов справедливости;

4)  1832 г. - наши дни - судебная реформа 1832 г. в Англии, в результате которой судьи получили возможность по своему усмотрению решать юридические дела, опираясь как на общее право, так и на собственное понимание справедливости (т.е. при paссмотрении дел судьями принимаются во внимание как образцы решения подобных дел в прошлом - судебный прецедент, так и мнение судей, основанное на их собственном понимании справедливости, - «судьи творят право, право есть то, что говорят о нем судьи»); распространение данной системы на английские колонии, где они прижились с учетом местной специфики.

К семье религиозного права (исламская правовая семья) относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

-  главный творец права - Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и, соответственно, строго соблюдать;

-  источниками права являются религиозно-нравственные      нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

-  весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

-  особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений;

-  отсутствует деление права на частное и публичное;

-  нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

-  судебная практика в собственном смысле слова не является источником права.

Семья религиозного право во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека, как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях.

Семья социалистического права. Возникновение этих систем связано с появлением в ХХ в. социалистических стран и соответствующего законодательства - сперва в России (1917 г.), а после второй мировой войны и в целом ряде стран Восточной Европы, Азии и Латинской Америки.

В литературе (отечественной и зарубежной) при характеристике различных национальных систем законодательства социалистических стран (СССР и других зарубежных социалистических стран) обычно говорят о «социалистическом праве» , «семье социалистического права» и т.д.

Эти термины и понятия нельзя признать адекватными, поскольку речь идет о законодательстве (так называемом «позитивном праве» при социализме), которое по сути своей носило неправовой характер, выражало цели и устремления антиправовой идеологии, политики и практики бесконтрольно правящей коммунистической партии.

Неправовая природа социалистического законодательства по-разному проявлялась в разных социалистических странах на разных этапах их существования. Спектр различий здесь весьма велик и разнообразен: от прямого революционного насилия, не связанного никакими законами, до «государства социалистической законности» и поисков «социализма с человеческим лицом».

Определенное влияние на содержание и характер национальных систем законодательства в разных социалистических странах оказывали также их правовое прошлое, уровень их правовой развитости, сложившиеся правовые традиции и т.д.

Законодательство послевоенных социалистических стран Восточной Европы заметно отличалось от законодательства азиатских социалистических стран, где право и до перехода к социализму находилось в неразвитом состоянии и не играло существенной роли в жизни общества. Право дореволюционной России, как и досоциалистическое право социалистических стран Восточной Европы, развивалось в целом в русле и в рамках романо-германской правовой семьи. Влиянием этого прошлого обусловлены такие аспекты внешнего сходства европейских социалистических систем законодательства с формами романо-германского права, как общая терминология и приемы юридической техники, во многом одинаковые конструкции в области системы источников действующего «позитивного права» и его структуры (деление на отрасли, институты и нормы), аналогичные представления о норме и нормативных актах, отсутствие прецедентного права, отрицание значения судебной практики в качестве источника права, незначительная роль обычая и т.д.

Однако схожей терминологией обозначались качественно различные явления, поскольку положения социалистического законодательства по существу отвергали основы права и носили декларативный, «фасадный» характер.

Так, советское право не обрело высокозначимый статус, а стало «огосударственным», т.е. придатком государственной власти. Право в годы советской власти несло на себе печать тоталитарного строя и коммунистической идеологии. Оно официально трактовалось как «отмирающее», обреченное на то, чтобы в конце концов, при коммунизме, вообще сойти со сцены общественной жизни. Это способствовало правовому нигилизму, пренебрежению правовыми формами во имя высших коммунистических интересов. В целом советское право строилось не для препятствия осуществлению бесконтрольной власти партократии, а в целях его легализации и создания для этого «правовых оснований».

Сначала 90-х гг. социалистические страны вступили в новый (постсоциалистический) период своего развития, ознаменованный радикальными экономическими, политическими и правовыми преобразованиями, цель которых - утверждение господства права, прав и свобод человека и гражданина, формирование рыночной экономики, гражданского общества, демократического правового государства. На территории бывшего СССР и бывших социалистических стран Восточной Европы возникли новые суверенные государства, в которых формируются новые национальные системы права. Этот процесс в разных странах протекает с различной интенсивностью, но в целом все они достигли определенных успехов на новом этапе своего правового развития (принятие новых конституций, качественное изменение законодательства, принятие ряда новых кодексов, признание и закрепление в национальных системах права международных принципов и стандартов в области прав человека, участие в процессе европейской интеграции и т.д.).

После распада мировой социалистической системы (так называемого «соцлагеря») на позициях социализма остались Китай, Вьетнам, Северная Корея и Куба.

Правовое развитие этих стран до их перехода к социализму осуществлялось в формах и направлениях, характерных для романо-германского права.

Предыдущая