Н.М. Шпак
Судебная бухгалтерия
Учебное пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2016. – 140 с.
Предыдущая |
Раздел 2. Применение бухгалтерских познаний специалиста в правоприменительной деятельности
Глава 1. Особенности проведения ревизий по инициативе органов дознания и аппаратов следствия
1.1. Документальная ревизия, ее виды, цели и задачи
Документальная ревизия – это система контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, достоверности и экономической целесообразности производственной, финансовой деятельности организации за определенный период.
Цель ревизии – осуществление контроля соблюдения законодательства РФ за наличием и движением имущества, обязательств организации, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. В ходе ревизии принимаются меры по пресечению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц.
Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:
– соответствие осуществляемой деятельности учредительным документам;
– обоснованность расчетов сметных назначений;
– обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
– соблюдение финансовой дисциплины и правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
– обоснованность операций с денежными средствами, ценными бумагами, основными средствами и инвестициями;
– расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
– обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
– обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;
– использование бюджетных средств по целевому назначению;
– полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
– формирование финансовых результатов и их распределение.
К очевидным недостаткам ревизии относится формальное ее проведение, когда используются преимущественно методы документальной проверки хозяйственных операций, а фактические мероприятия игнорируются, что приводит к односторонним выводам. Кроме того, проведение ревизии без привлечения других специалистов снижает ее качество.
Полномочия по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляются посредством плановых и внеплановых проверок, а также в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений – ревизий и обследований. Проверки подразделяются на камеральные, выездные, а также встречные проверки.
В зависимости от подведомственной принадлежности проверяемых органов ревизии делятся на:
– вневедомственные,
– ведомственные,
– внутрихозяйственные.
Вневедомственные ревизии осуществляются ревизионными органами и налоговыми службами. Отсутствие ведомственной заинтересованности, хозяйственных связей и должностной зависимости ревизоров существенно повышает эффективность проводимого контроля. Акт вневедомственной ревизии подписывает только ревизор, а руководитель и главный бухгалтер предприятия лишь знакомятся с актом и подтверждают данный факт своими подписями.
Ведомственные ревизии осуществляются вышестоящими организациями, ведомствами и министерствами.
К ее основным недостаткам относятся:
1) отсутствие внезапности;
2) ведомственная заинтересованность;
3) обширная программа проверки и др.
Внутрихозяйственные ревизии проводятся крайне редко и чаще всего на крупных промышленных объектах.
Акт ведомственной и внутрихозяйственной ревизии подписывается ревизором, главным бухгалтером и руководителем ревизуемого подразделения.
По принадлежности контролирующих органов различают государственный и негосударственный контроль.
В соответствии с законодательством Российской Федерации проведение государственного финансового контроля возлагается на Счетную палату, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, налоговые и таможенные органы, а также на контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ и муниципальных образований, главных распорядителей бюджетных средств.[10]
По основаниям назначения различают плановые и внеплановые ревизии.
Плановые проводятся по заранее утвержденному руководителем вышестоящей организации плану (графику) для проверки подконтрольных структур в течение определенного срока (один раз в год или раз в два года). Например, акционерное общество обязано в соответствии со ст. 85 Федерального закона «Об акционерных обществах» проводить ревизию своей финансово-хозяйственной деятельности не реже одного раза в год, а ревизии подразделений, состоящих на республиканском бюджете, – не реже одного раза в два года.
Низкая эффективность плановой ревизии при выявлении различных нарушений в организации объясняется совместной работой ревизора и ревизуемых лиц, хозяйственными связями.
Внеплановые ревизии наиболее часто проводятся контрольно-ревизионными органами при наличии фактов злоупотреблений и нарушений финансовой дисциплины, а также по инициативе правоохранительных органов и при наличии признаков преступления или чрезвычайных обстоятельств.
В зависимости от способа проверки документации различают сплошные, выборочные и комбинированные ревизии.
При сплошной ревизии проверяется каждый документ, касающийся хозяйственной операции, при выборочной – отдельные документы. На практике наиболее часто проводят именно выборочные ревизии. Комбинированный способ предусматривает проверку отдельных групп документов сплошным методом, а в некоторых случаях выборочным.
По составу ревизионной группы ревизии могут быть бухгалтерскими и комплексными (когда привлекаются в случае необходимости другие специалисты – товароведы, технологи, экономисты и др.). Комплексные ревизии заключаются в системном изучении взаимосвязей между финансово-экономическими показателями, техникой, технологией и организацией производства; сохранности и эффективности использования производственных ресурсов (денежных, трудовых); соблюдения плановой, отчетной и финансовой дисциплины.
По повторяемости контрольных действий ревизии бывают первичные, повторные и дополнительные.
Первичная ревизия проводится по первоначальному плану, когда бухгалтерские документы и хозяйственные операции изучаются впервые.
Дополнительная ревизия проводится тем же ревизором с целью дополнения выводов первоначальной ревизии по вновь открывшимся обстоятельствам или по новым предоставленным документам.
Повторная ревизия проводится с целью проверки обоснованности выводов первоначальной ревизии и проводится обязательно другим ревизором.
[10] Бобошко В. И. Контроль и ревизия: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 311 c.
Предыдущая |