Поиск

Реклама

Администратор сайта



А.Н. Симонов
Международное право
Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016.

Предыдущая

Лекция 10. Право международной безопасности

4. Реализация права международной безопасности на общемировом уровне

Устав ООН определяет способы, методы и силы, которые могут применяться в случае угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии для поддержания или восстановления международного мира и безопасности «не иначе, как в общих интересах» в исключительных случаях, когда другие меры могут оказаться или уже оказались недостаточными. Статьей 43 Устава ООН определен порядок предоставления членами ООН в распоряжение Совета Безопасности необходимых вооруженных сил, помощи, средств обслуживания на основе особого соглашения или соглашений, заключаемых Советом с государствами-членами ООН, с последующей их ратификацией по требованию Совета Безопасности. Устав ООН также устанавливает, что проведение принудительных действий может иметь место только по решению Совета Безопасности ООН  и только под его руководством.

В соответствии со ст. 39 Устава ООН Совет Безопасности ООН должен определить, имеет ли он дело с угрозой миру, нарушением мира или актом агрессии, т. е. действия Совета Безопасности ООН в области поддержания мира начинаются с квалификации ситуации. Квалификации Совета Безопасности являются юридической базой для его дальнейших действий по поддержанию мира. Устав ООН дает право Совету прибегнуть к временным мерам в соответствии со ст. 40 Устава ООН для того, чтобы предотвратить дальнейшее обострение ситуации. По общему правилу, к временным мерам относятся прекращение огня, отвод войск на ранее занимаемые позиции, вывод войск с оккупированной территории, проведение временной демаркационной линии, создание демилитаризованной зоны и т.д.

Совет Безопасности ООН вправе принять меры, не связанные с использованием вооруженных сил (они предусмотрены в ст. 41 Устава). Применение мер с использованием вооруженных сил регулируется ст. 42 Устава ООН, где сказано, что Совет Безопасности ООН уполномочивается предпринять действия воздушными, морскими или сухопутными силами, если он сочтет, что меры, предусмотренные в ст. 41 Устава ООН, могут оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными. Это означает, что Совет Безопасности ООН может предпринять вооруженные операции после осуществления мер по ст. 41 Устава ООН, одновременно с ними и в качестве первичной меры.

Правом международной безопасности предусмотрено проведение операций ООН по поддержанию мира двух типов: миссии военных наблюдателей из невооруженных офицеров – «голубые береты» и силы по поддержанию мира в составе национальных военных контингентов, вооруженных легким стрелковым оружием – «голубые каски», хотя в международной практике имеет место также и использование многонациональных сил вне рамок ООН.

Предыдущая