Поиск

Реклама

Администратор сайта



А.Н. Симонов
Международное право
Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016.

Предыдущая

Лекция 9. Дипломатическое и консульское право

4. Общие правовые аспекты деятельности и возможностей дипломатической миссии

            Статья 3 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. предусматривает, что:

            а) аккредитующее государство должно убедиться в том, что государство пребывания дало агреман на то лицо, которое оно предполагает аккредитовать как главу представительства в этом государстве;

            б) государство пребывания не обязано сообщать аккредитующему государству мотивы отказа в агремане.

            В этом и других отношениях принимающему государству принадлежит право отказа и контроля, поскольку именно от него должно исходить разрешение на учреждение представительства. Отказ в агремане может не сопровождаться объяснением его мотивов.



            Назначение главы дипломатического представительства проходит четыре стадии:

  1. запрос агремана;
  2. назначение на должность;
  3. прибытие в страну назначения;
  4. официальное вступление в должность после вручения верительной грамоты.

            Предполагаемый глава представительства назначается на свою должность только после получения положительного ответа на запрос агремана. Вступление главы представительства в должность связано с вручением им своих полномочий (верительные грамоты для послов и посланников, аккредитуемых при главе государства; верительные письма для поверенных в делах, аккредитуемых при главе ведомства иностранных дел) органу или должностному лицу, при котором он аккредитуется.

            На остальных членов дипломатического персонала агреман не запрашивается, и они после своего назначения и прибытия в страну считаются приступившими к исполнению служебных обязанностей с момента уведомления компетентных властей (обычно министерства иностранных дел) государства пребывания. Имеется особенность в отношении военных атташе – многие государства придерживаются практики, являющейся по существу разновидностью запроса агремана.

            Совокупность членов дипломатического персонала иностранных дипломатических представительств в данном государстве и членов их семей в широком смысле образуют дипломатический корпус. В узком смысле – это совокупность глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве.

К функциям дипломатического представительства относятся:

  1. представительская функция (выступление от имени аккредитующего государства);
  2. защита интересов аккредитующего государства и его граждан;
  3. ведение переговоров с правительством государства пребывания;
  4. развитие дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания;
  5. консульская функция;
  6. функция информирования своего правительства о стране пребывания.

            Дипломатическая миссия может прекратить свою деятельность в следующих случаях:

-  при прекращении государствами поддержания официальных отношений без их разрыва;

-  при разрыве дипломатических отношений;

-  при вооруженном конфликте;

-  при исчезновении одной из сторон в качестве субъекта международного права (например, в результате слияния с другим государством);

-  при социальной революции в одном из поддерживающих отношения государств или даже просто при неконституционной смене правительства (это крайне редкий случай).

            Функции члена дипломатического персонала могут прекратиться в связи с его отозванием по тем или иным причинам, объявлением его persona non grata (нежелательным лицом), в случае так называемого дисмисла, т. е. объявления дипломата частным лицом, или отказа дипломата выполнять свои функции.

Предыдущая