Поиск

Реклама

Администратор сайта



В.С. Кашо, О.В. Роньжина
Муниципальное право России
Краткий конспект лекций по курсу. Новосибирск, СФУ, 2009.

Предыдущая

Раздел 8. Органы и должностные лица муниципального образования

Лекция 11. Глава муниципального образования. Местная администрация

3. Компетенция и полномочия главы муниципального образования. Виды правовых актов: порядок их принятия и вступления в силу

Поскольку должность главы муниципального образования не учреждается как самостоятельная, а всегда совмещена с другой должностью муниципалитета, набор полномочий главы муниципалитета зависит напрямую от структуры органов местного самоуправления, закрепленной в уставе.

Выделяются три основных варианта «структуры органов местного самоуправления», предусмотренные ФЗ-131, и, соответственно, три варианта, статуса главы муниципального образования.

В первой модели, которую часто именую «Сильный мэр – слабый совет» должность главы муниципального образования совмещена с должностью главы местной администрации и помимо своих собственных, так называемых. полномочий «мэра» он также осуществляет полномочия главы местной администрацией, то есть руководит ею на принципах единоначалия. Для этой модели обязательно избрание главы муниципального  образования только на муниципальных выборах населением непосредственно. Глава муниципального образования, являющийся одновременно главой местной администрации наделен правом отклонить принятый нормативный акт представительного органа. Реализация права «отлагательного вето» осуществляется главой в ходе процедуры промульгации нормативных актов, принятых Советом депутатов.

Во второй модели, которая получила наименование «Совет управляющий» должность главы муниципального образования совмещена с должностью председателя представительного органа муниципального образования. Помимо собственных полномочий  главы муниципального образования, он также организует работу представительного органа муниципалитета. Как глава муниципального образования выполняет в этой модели роль политического лидера, контролирует деятельность главы местной администрации, назначаемого по контракту на конкурсной основе. Контракт с главой местной администрации подписывает глава муниципального образования по результатам решения Совета депутатов о назначении на эту должность. Глава муниципального образования выполняет также функции работодателя в отношении главы местной администрации, привлекая его, в том числе к дисциплинарной ответственности.

В этой модели глава муниципального образования может выбираться и депутатами из своего состава (что чаще всего применяется в рамках этой модели), либо населением на муниципальных выборах непосредственно.

В третьей модели структурного построения органов местного самоуправления, разрешенной законодателем к использованию только в сельских поселения, должность главы муниципального образования совмещена сразу и с должностью председателя представительного органа и с должностью главы местной администрации. Следовательно, компетенция главы включает в себя представительские полномочия мэра, полномочия по организации работы представительного органам муниципалитета и руководство исполнительно-распорядительной деятельностью.

Исходя из закрепленной в уставе муниципального образования компетенции за главой муниципального образования по одному из указанному варианту, он принимает постановления и распоряжения. Причем, если в статье 36 ФЗ-131 утверждается право принимать индивидуальные и нормативные акты, в рамках реализации полномочий собственных «мэра», например, при назначении публичных слушаний (статья 28 и других), то в статье 43 право принимать правовые акты ограничивается сферой совмещенных функций. Так, для первой модели глава муниципального образования акты по полномочиям, находящимся в ведении главы местной администрации. А во второй модели издает акты в рамках полномочий председателем представительного органа муниципального образования.

Все акты главы муниципального образования законодатель делит на два вида: постановления и распоряжения.

Порядок вступления их в силу регулируются уставами муниципальных образований. Но закон требует обязательно до введения в действие опубликовать (обнародовать) акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Предыдущая