Поиск

Реклама

Администратор сайта



В.С. Кашо, О.В. Роньжина
Муниципальное право России
Краткий конспект лекций по курсу. Новосибирск, СФУ, 2009.

Предыдущая

Раздел 7. Формы непосредственной демократии на уровне местного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление

Лекция 8. Формы непосредственной демократии на уровне местного самоуправления

7. Обращения граждан в органы местного самоуправления. Правотворческая инициатива граждан

Право на обращение в органы местного самоуправления является одной из форм участия в решении вопросов местной жизни, когда привлекается внимание властей к местным проблемам, волнующим граждан. Кроме того, в случае нарушения прав граждан обращение служит правовым средством  защиты, восстановления  нарушенных прав и свобод.

Обращение может быть индивидуальным, от отдельного гражданина, и коллективным – от группы граждан. Коллективное обращение часто называют петицией.

Термин «обращение» носит собирательный характер. Действующее законодательство включает в него предложение, заявление, жалобу и ходатайство. Каждый вид имеет свою специфику и, следовательно, свой статус, который должен быть нормативно определен.

Предложение – такой вид обращения, который не связан с нарушением прав граждан. Предложение в большей степени направлено на улучшение порядка организации и деятельности органов местного самоуправления, общественных организаций и иного, на решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности органов местного самоуправления.

Заявление – обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением. Заявления обычно содержат просьбы об удовлетворении нужд и потребностей людей (об улучшении жилищных условий, назначении пенсий, освобождении от налогов или предоставлении налоговых льгот и т.д.).

Ходатайство – обращение с просьбой о признании за лицом определенного статуса, прав или свобод (ходатайство о признании беженцем, вынужденным переселенцем и т.п.).

Жалоба – обращение гражданина по поводу нарушенного действиями (бездействием), решениями юридических или физических лиц (должностных лиц, государственных или муниципальных служащих и т.д.) права или законного интереса.

Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Федеральный закон устанавливает обязанность должностных лиц местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления и предельный срок для такого ответа – один месяц. Кроме того, обязывает законодательный орган субъекта федерации устанавливать административную ответственность за нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления.

Право на обращение может быть реализовано как в письменной, так и в устной форме. Правильный подход к устной жалобе обеспечивает максимальную быстроту и законность ее разрешения. По несложному вопросу гражданину гораздо проще обратиться именно с устной жалобой, а должностному лицу порой целесообразно сразу же постараться дать на нее ответ. Таким образом, применение устных жалоб способствует сокращению сроков их рассмотрения, устраняет переписку и помогает более оперативно разрешить возникшие вопросы. Конечно, не всегда и не по всем вопросам целесообразно устное обращение. В этих случаях граждане могут подать письменную жалобу. И письменные, и устные жалобы имеют одинаковую силу, поэтому форма обращения не имеет юридического значения.

Вместе с тем в любом случае поступившее обращение должно быть зарегистрировано, так как с этого момента начинает течь процессуальный срок, в течение которого обращение должно быть рассмотрено.

Письменные обращения должны содержать следующие сведения: наименование и адрес органа или должностного лица, которому направляется обращение; изложение существа дела; фамилию, имя, отчество обращающегося; адрес либо данные о месте работы или учебы обратившегося; дату, подпись. Анонимные обращения рассмотрению не подлежат.

Прием обращений предполагает определенную организацию этого процесса, состояние которого отражает способность местных структур своевременно и правильно реагировать на запросы и нужды граждан. Это подкреплено тем, что праву граждан на подачу обращений корреспондирует обязанность соответствующих местных органов и их должностных лиц принять их и рассмотреть в сроки, установленные в законе.

Предложения и заявления рассматриваются теми муниципальными органами или тем должностным лицом муниципального органа, к непосредственному ведению которых относятся затрагиваемые в них вопросы.

Выборные и другие должностные лица местного самоуправления обязаны проводить личный прием граждан. Этот вопрос четко регламентируется в законах субъектов Российской Федерации. Предложения граждан рассматриваются в срок до 1 месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение. Заявления граждан разрешаются в срок до 1 месяца со дня его поступления, а те, которые не нуждаются в проверке, – безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня получения заявления. Для рассмотрения жалобы в законодательстве предусмотрены дифференцированные сроки рассмотрения этого вида обращений:

а) до 1 месяца в случае, когда требуется дополнительное изучение;

б) безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня получения жалобы, если нет необходимости в дополнительном изучении и проверке;

в) в тех случаях, когда для разрешения жалобы необходимо провести специальную проверку, истребовать дополнительные материалы и иное, сроки разрешения жалобы в порядке исключения могут быть продлены, но не более чем на 1 месяц с сообщением об этом лицу, подавшему жалобу.

Правотворческая инициатива граждан – это новая форма непосредственной демократии, которая осуществляется  посредством внесения группой граждан проекта правового акта по вопросам местного значения, по отмене или изменении ранее принятых нормативно-правовых актов для последующего вынесения соответствующей инициативы на местный референдум или принятия представительным органом местного самоуправления.

С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Минимальная численность инициативной группы граждан и подписей устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и по федеральному закону не может превышать
3 % от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласно статьи 23 Устава г. Красноярска сбор подписей организуется инициативной группой, образованной в количествен не менее 5 человек. Инициативные группы формируются  на основе волеизъявления граждан на собраниях по месту жительства, заседаниях органов местного самоуправления, на сходах граждан и во время проведения общественно-политических акций. В соответствии с ч.1 статьи 46 Федерального Закона от 06.10.2003 г.
№ 131-ФЗ к числу субъектов правотворческой инициативы относятся также органы территориального общественного самоуправления.

Регистрация инициативной группы и утверждение формы подписного листа производится органом городского самоуправления, в который предполагается внести правовой акт. Документы, представленные инициативной группой, регистрируются органом местного самоуправления, что является основанием для сбора подписей под петицией о нормотворческой инициативе. Актом регистрации является принятие органом местного самоуправления протокольного решения. Дата принятия органом местного самоуправления протокольного решения является датой регистрации правотворческой инициативы. В день регистрации правотворческой инициативы представителю инициативной группы передается официальный образец подписного листа за подписью руководителя органа местного самоуправления, заверенный печатью соответствующего органа местного самоуправления.

Сбор подписей может осуществляться в течение не более 3 месяцев со дня регистрации инициативной группы. Процедура сбора подписей должна соответствовать нормам избирательного законодательства о сборе подписей при проведении муниципальных выборов или местного референдума. Требования к подписным листам те же, что и на выборах и референдумах.

Для признания  правотворческой инициативы граждан, успешно осуществленной в ее поддержку, необходимо собрать определенное количество подписей. Например, в г. Красноярске внесенный инициативной группой проект подлежит рассмотрению органами городского самоуправления, если он поддержан собранными в установленном порядке подписями не менее 5 тысяч граждан, проживающих на территории города и обладающих избирательным правом.

Отказ в принятии решения об успешном осуществлении  правотворческой инициативы возможен в случае предложения ее инициаторами проекта нормативного акта, не соответствующего Конституции России, федеральным законам, уставу (конституции) и законам субъекта Российской Федерации. Несоответствие указанного проекта нормативному правовому акту должно быть подтверждено заключением о результатах его научной экспертизы.

Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.

В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа. На заседании органа местного самоуправления при рассмотрении проекта нормативного правового акта, предложенного в порядке осуществления народной правотворческой инициативы, вправе присутствовать и выступить с докладом один из представителей инициативной группы.

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Предыдущая