Поиск

Реклама

Администратор сайта



В.С. Кашо, О.В. Роньжина
Муниципальное право России
Краткий конспект лекций по курсу. Новосибирск, СФУ, 2009.

Предыдущая

Раздел 6. Компетенция муниципальных образований

Лекция 7. Полномочия местного самоуправления в отдельных сферах жизнедеятельности муниципального образования

4. Полномочия органов местного самоуправления в жилищной сфере, в сфере коммунального, бытового и торгового обслуживания населения

Жилищный кодекс более широко формулирует полномочия органов местного самоуправления в жилищной сфере, нежели Федеральный закон № ФЗ-131. Так, если в последнем к вопросам местного значения отнесено только предоставление малоимущим гражданам жилых помещений на условиях договора социального найма, то нормы Жилищного кодекса включают в полномочия муниципалитетов и действия в отношении муниципального жилого фонда и немуниципального. В том числе, в отношении муниципального жилищного фонда органы местного самоуправления как собственники: ведут учет муниципального жилищного фонда; устанавливают размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, чтобы признать лиц малоимущими и предоставить им жилые помещения; ведут в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определяют порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставляют в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В отношении всех видов жилых помещений органы местного самоуправления осуществляют: принятие решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения; согласование переустройства и перепланировки жилых помещений; определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений; проведение собраний собственников многоквартирных жилых домов для выбора способа управления; обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций; предоставляют управляющим организациям, ТСЖ и жилищным кооперативам бюджетные  средства на капремонт жилфонда; оказывают содействие повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами; могут разработать, утвердить и опубликовать примерные условия или примерные формы договоров.

ФЗ-131 включает в число вопросов местного значения поселений организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. В том числе, регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Органы муниципальных районов организуют в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений, а также утверждают коммунальные тарифы, если потребители таких коммунальных услуг проживают на территории нескольких поселений.

Органы городских округов на своей территории осуществляют обе группы полномочий в коммунальной сфере.

Детально полномочия по регулированию тарифов на услуги предприятий коммунального комплекса устанавливает Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ (ред. от 18.10.2007 г.) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Он включает в полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок:

1) утверждение в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;

2) утверждение инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;

3) установление надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

Органы местного самоуправления также:

1) определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;

2) устанавливают систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;

3) согласовывают производственные программы организаций коммунального комплекса;

4) утверждают технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;

5) рассматривают проекты инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;

6) осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей;

7) устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;

8) публикуют информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ;

9) участвуют в разработке проектов договоров, заключаемых в целях развития систем коммунальной инфраструктуры;

10) заключают с организациями коммунального комплекса договоры в целях развития систем коммунальной инфраструктуры, определяющие условия выполнения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;

11) осуществляют мониторинг выполнения производственных программ и инвестиционных программ;

12) привлекают соответствующие организации для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;

13) принимают решения и выдают предписания в пределах своих полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, которые обязательны для исполнения организациями коммунального комплекса;

14) запрашивают информацию у организаций коммунального комплекса, предусмотренную настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

Наделены органы местного самоуправления также полномочиями создание условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Предыдущая