Поиск

Реклама

Администратор сайта



В.С. Кашо, О.В. Роньжина
Муниципальное право России
Краткий конспект лекций по курсу. Новосибирск, СФУ, 2009.

Предыдущая

Раздел 5. Территориальная организация местного самоуправления

Лекция 5. Муниципально-территориальное устройство

3. Принципы муниципально-территориального устройства субъекта Российской Федерации. Общая характеристика двухуровневой организации местного самоуправления

1. Принцип учета исторических, национальных, культурных и других традиций и особенностей при установлении границ муниципальных образований, изменении границ, преобразовании муниципальных образований.

2. Административно-территориальное и муниципально-территориальное деление находится в ведении субъекта Российской Федерации и осуществляется путем принятия региональных законов.

3. Принцип законодательного разграничения понятий «населенный пункт» и «поселение». Населенный пункт – это территория компактной застройки, проживания населения, сосредоточения объектов инфраструктуры. Поселение же представляет собой публично-властную организацию, созданную на территории одного или нескольких населенных пунктов.

Населенные пункты делятся на городские и сельские. К сельским населенным пунктам законодатель Красноярского края относит деревни, села и сельские поселки. К городским населенным пунктам – городские поселки и города. Наделяя населенный пункт статусом сельского или городского краевое законодательство, использует критерий, заложенный в Указе Президиума Верховного Совета РСФСР. В качестве ведущего фактора применяется «тип занятости населения» (промышленность, сфера обслуживания или сельское хозяйство). Дополнительными выступают также количество населения (как правило, городские населенные пункты начинаются с трех тысяч человек), тип инфраструктуры (этажность застройки, ее протяженность, централизованность предоставляемых коммунальных услуг), наличие объектов промышленной и социальной инфраструктуры (железнодорожных узлов, электростанций, высших учебных заведений).

Поселение получает статус сельского или городского исходя из типа населенного пункта, территория которого становится основой для его создания.

4. Населенный пункт должен полностью входить в состав поселения. Черта населенного пункта и граница поселения не могут пересекаться. В состав земель поселения входят: а) застроенные земли; б) земли под будущую застройку; в) земли, сельскохозяйственного назначения; г) земли промышленности, связи, железных и автомобильных дорог; д) земли для массового отдыха жителей; е) рекреационные земли. Категории земель, указанные под пунктами «а» и «б» – это земли населенных пунктов. Остальные виды земель, входящие в состав поселений, не относятся  к землям населенных пунктов и предназначены для социально-экономического развития поселения, обеспечения его устойчивого экологического состояния. Территорию муниципального образования входят земли независимо от формы собственности и целевого назначения.

5. Территория субъекта Российской Федерации делится между поселениями. Все поселения объединяются в состав муниципальных районов. Территория поселения полностью входит в состав муниципального района. Граница поселения и граница муниципального района не могут пересекаться. Одно поселение не может находиться на территории другого поселения. Из этих положений с необходимостью следует вывод об обязательной двухуровневой системе муниципально-территориального устройства субъекта Российской Федерации.

6. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в отличие от предыдущего законодательства разрешает субъектам Российской Федерации образовывать только пять видов муниципалитетов: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ и внутригородская территория города  федерального значения.

Предыдущая