Поиск

Реклама

Администратор сайта



В.С. Кашо, О.В. Роньжина
Муниципальное право России
Краткий конспект лекций по курсу. Новосибирск, СФУ, 2009.

Предыдущая

Раздел 4. Правовые основы местного самоуправления

Лекция 4. Международный, федеральный и региональный компоненты регулирования местного самоуправления

3. Федеральный компонент правового регулирования местного самоуправления

Среди федеральных нормативных актов, регулирующих местное самоуправление, ведущую роль играет Конституция Российской Федерации, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории государства. В отличие от основных законов зарубежных федеративных государств, Конституция Российской Федерации 1993 года уделяет значительное внимание местному самоуправлению.

Во-первых, в статье 3 местное самоуправление закрепляется как форма народовластия, наряду с государственной властью.

Во-вторых, закрепляя местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя, признаваемых и гарантируемых государством, Конституция установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12).

В-третьих, согласно п. «н» статья 73 Конституции установление общих принципов организации системы местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов федерации.

В-четвертых, отдельные аспекты местного самоуправления затрагиваются при регулировании Конституцией других вопросов: равноправия всех форм собственности, в том числе и муниципальной (статья 8); возможности нахождения земли и других природных ресурсов в муниципальной собственности (статья 9); обязанности органов местного самоуправления и их должностных лиц соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы (статья 15), обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (статья 24); права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (статья 32), обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления (статья 33); обязанности органов местного самоуправления по поощрению жилищного строительства, создания условий для осуществления права на жилище, а также по бесплатному или за доступную плату предоставлению жилья из муниципальных жилищных фондов малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40); о бесплатном оказании медицинской помощи гражданам в муниципальных учреждениях здравоохранения, а также о принятии мер по развитию муниципальной системы здравоохранения (статья 41); статья 43 гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в муниципальных образовательных учреждениях и предоставляет каждому право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в муниципальном образовательном учреждении; обжалования в суд решений и действий (или бездействий) органов местного самоуправления и их должностных лиц (статья 46).

И, наконец, правовому регулированию местного самоуправления в Конституции Российской Федерации посвящена отдельная глава 8 «Местное самоуправление» (статьи 130—133), воспроизводящая ряд принципов местного самоуправления из ЕХМС.

Федеральное законодательство включает в себя федеральные конституционные законы и федеральные законы. Их можно подразделить на специальные законы, посвященные исключительно местному самоуправлению, и законы, которые наряду с другими вопросами затрагивают вопросы местного самоуправления. Среди специальных законов основополагающую роль играет Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в некоторых субъектах, отложивших введение местного самоуправления до 01.01.2009 г., продолжает действовать Федеральный закон № 154-ФЗ от 28.08.1995 г. с аналогичным названием). Этот закон закрепляет основные понятия, устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления и определяет государственные гарантии его осуществления. Только данным законом могут быть определены вопросы местного значения, закрепляемые за конкретным видом муниципального образования. Он устанавливает следующие  полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся:

- определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливаемых настоящим Федеральным законом;

- правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления;

- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральным законом.

К специальным относятся и некоторые другие федеральные законы, регулирующие отдельные аспекты осуществления местного самоуправления – например: «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» от 21.07.2005 года № 97-ФЗ, «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 года № 25-ФЗ. Так как муниципальное право является комплексной отраслью права, правовые основы местного самоуправления закрепляются также в законах, относящихся большей частью к другим отраслям права: в Гражданском кодексе, Бюджетном кодексе, Налоговом кодексе, Семейном кодексе, Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; Федеральном законе «Об образовании», и многих других.

В Указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, как правило, детализируются полномочия органов местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности муниципальных образований.

К федеральному компоненту правового регулирования можно отнести также решения Конституционного Суда Российской Федерации, в которых содержатся правовые позиции, разъясняющие соответствующие нормы Конституции Российской Федерации. Будучи вызванными необходимостью официального толкования неоднозначно понимаемых норм Конституции Российской Федерации, пробельностью и несовершенством правового регулирования, многочисленными коллизиями различных источников права, постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации играют большую роль в осмыслении и реализации конституционных норм о местном самоуправлении, совершенствовании текущего законодательства и практики.

Хотя источником права является решение Конституционного Суда Российской Федерации в целом, нормативное значение имеет его центральный элемент, который получил название «правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации». Именно в ней содержится обязательная для всех интерпретация конституционных норм, правовых понятий, доктринальное обоснование решения. Например, правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в отношении процедуры отзыва депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований, изложенная в постановлении от 2 апреля 2002 года № 7-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» и Закона Корякского автономного округа «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе»[9], легла в основу принципиально нового подхода к регулированию данного института в Федеральном законе № 131- ФЗ от 06.10.2003 г.



[9] Вестник Конституционного Суда РФ. 2002 .№3.

Предыдущая
стеллаж для листового металла своими руками