Поиск

Реклама

Администратор сайта



В.С. Кашо, О.В. Роньжина
Муниципальное право России
Краткий конспект лекций по курсу. Новосибирск, СФУ, 2009.

Предыдущая

Раздел 10. Государственный контроль за местным самоуправлением. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

Лекция 15. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

5. Внутрикорпоративная муниципально-правовая ответственность

Так называемая «внутрикорпоративная» ответственность относится к муниципально-правовой ответственности и возникает в муниципальном образовании между органами местного самоуправления, между органами и должностными лицами  местного самоуправления, а также внутри органов местного самоуправления. Наличие такого вида ответственности обусловливается необходимостью обеспечивать эффективную работу органов и должностных лиц местного самоуправления не только с помощью внешнего воздействия – со стороны государства или населения, но и с помощью внутреннего механизма «сдержек и противовесов». Правовые основы формирования такого механизма закреплены в Европейской хартии местного самоуправления и федеральном законодательстве. Так, в п.2 статьи 3 Европейской хартии местного самоуправления говорится об исполнительных органах, которые подотчетны советам или собраниям, состоящим из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования, то есть представительным органам.

Федеральный закон от 06.10.2003 г. в качестве основного нормативного акта, регулирующего внутрикорпоративную ответственность, называет устав муниципального образования, устанавливая в п.8 ч.1 статьи 44 и в п.4
статьи 33, что в нем должны регулироваться виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, подотчетность и подконтрольность органов местного самоуправления. В то же время он уделяет больше внимания регулированию данного вида ответственности, что проявляется в следующем.

Во-первых, в п.3 статьи 77 впервые в качестве обязательного элемента в механизме ответственности назван контроль органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, наделенных в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями, за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования.

Во-вторых, в ч.5 статьи 36 закрепляется подконтрольность и подотчетность главы муниципального образования представительному органу; в п.1 ч.11 статьи 37 – ответственность главы администрации перед представительным органом в виде расторжения заключенного с ним контракта наступает в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения.

В-третьих, статья 38 предусматривается возможность создания контрольного органа муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) в целях контроля исполнения местного бюджета, порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом. Контрольный орган может формироваться двумя способами: на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования. Конкретный способ формирования определяется уставом муниципального образования. Деятельность контрольного органа должна осуществляться в условиях открытости и гласности, результаты проведенных проверок подлежат опубликованию (обнародованию). Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны предоставлять в контрольный орган по его требованию необходимую информацию и документы.

Вопросы внутрикорпоративной ответственности могут регулироваться и другими федеральными законами или законами субъектов федерации. Например, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации представительные органы муниципального образования осуществляют следующие формы финансового контроля за деятельностью местной администрации:

- предварительный контроль (при обсуждении проекта бюджета и его утверждении);

- текущий контроль (при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджета);

- последующий контроль (при рассмотрении и утверждении отчета об исполнении бюджета).

В соответствии с федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 года избирательные комиссии муниципальных образований осуществляют контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, вправе принимать решения об отказе в регистрации кандидатов и списков на муниципальных выборах, об отмене регистрации или признании выборов недействительными из-за имеющихся нарушений.

Трудовой кодекс Российской Федерации и законы субъектов федерации о муниципальной службе устанавливают перечень мер дисциплинарной ответственности, к которым могут быть привлечены муниципальные служащие за нарушение трудовой дисциплины: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Указанные меры определены в соответствии с положениями трудового законодательства за нарушение трудовой дисциплины. Конкретный перечень дисциплинарных взысканий, как указано в статье 14 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 08.01.1998 г. определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации. Основанием для применения дисциплинарного взыскания является дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых обязанностей. Противоправным считается действие или бездействие, нарушающее требования закона или подзаконных актов, устанавливающих трудовые обязанности работника. Невыполнение приказов и распоряжений администрации, изданных с нарушением законодательства, судебной практикой не признается противоправным.

В уставах муниципальных образований конкретизируются формы отчета, подконтрольности и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих. Обычно формой контроля представительных органов являются отчеты органов и должностных лиц местного самоуправления, в ходе которых могут быть высказаны замечания и предложения, дана оценка их работе, а при необходимости принято решение о недоверии или доверии.  В целях контроля депутаты вправе заправлять запросы, обращения должностных лицам местной администрации, руководителям муниципальных предприятий и учреждений.

Нормы об ответственности депутатов перед представительным органом также содержатся в регламентах представительных органов. Ведь  отзыв депутата по инициативе населения – это крайняя мера, и при этом ее реализация, как было рассмотрено выше, маловероятна. Поэтому регламентами представительных органов предусматриваются более мягкие санкции в отношении депутатов – коллективное порицание депутата, замечание ему со стороны представительного органа и доведение этого факта до избирателей через средства массовой информации. Например, в статье 24 Регламента г. Новочеркасска Ростовской области предусмотрено, что в случае нарушение норм этики депутатом председательствующий вправе сделать предупреждение о недопустимости такого поведения, а при продолжении – лишить выступающего слова. Аналогичная мера содержится в статье 53 Регламента городской Думы г. Краснодара. В статье 47 Регламента Совета г. Лермонтова Ставропольского края закреплено, что в случае неоднократного нарушения депутатом этики вопрос о поведении депутата должен быть рассмотрен на заседании Совета города. Совет может принять по отношению к депутату следующие меры воздействия:

- объявить ему замечание;

- огласить на заседании Совета и через средства массовой информации факты о нарушении норм депутатской этики.

К ответственности депутатов перед представительным органом относятся также предусмотренные некоторыми регламентами меры воздействия за нарушение норм депутатской этики:

- обязать его принести извинения публично;

- инициировать вопрос об отзыве депутата из состава Совета[32].

Шугрина Е.С. приводит примеры введения таких мер ответственности депутатов, как: вынесение публичного порицания, исключение из состава постоянного комитета, информирование избирателей[33].

Таким образом, ведущая роль в сфере контроля в системе органов местного самоуправления принадлежит представительному органу муниципального образования. Контрольная деятельность представительного органа распространяется на все сферы деятельности местного самоуправления.

Контрольные полномочия в отношении руководителей структурных подразделений местных администраций, руководителей муниципальных предприятий и учреждений осуществляют в основном главы муниципальных образований (главы местных администраций). Руководя администрацией на принципе единоначалия, они контролируют деятельность соответствующих подразделений, вправе приостанавливать или отменять их акты, привлекать к дисциплинарной ответственности муниципальных служащих, вплоть до увольнения.

Внутренний контроль в отдельных сферах осуществляют также подразделения местной администрации. Например, руководитель органа управления местной администрации в сфере образования осуществляет контроль за деятельностью как муниципальных, так и немуниципальных образовательных учреждений среднего школьного образования, может привлекать к ответственности руководителей муниципальных образовательных учреждений, отменять их решения, вмешиваться в оперативную деятельность и т.п.



[32]Подр.см.: Алекссев А.И. Муниципально-правовая ответственность депутатов представительных органов местного самоуправления (на примере субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа) // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 1. С. 29.

[33] Шугрина Е.С. Указ. соч.С. 246-247.

Предыдущая