Поиск

Реклама

Администратор сайта



Л.А. Мицкевич, А.Ф. Васильева, Н.А. Морозова, Е.Г. Приходько
Административное право
Опорный конспект лекций. Красноярск: СФУ, 2008.

Предыдущая

Раздел 5. Функции, формы и методы государственного управления

Тема 13. Административный процесс

3. Структура административного процесса. Виды административных производств

Структура процесса – это совокупность (система) производств. Этот подход соответствует широкому пониманию процесса. Узкое понимание процесса – в позитивной деятельности осуществляются процедуры различных видов, а производства – только юрисдикционные. Таким образом, классификация зависит от того смысла, который вкладывается авторами в понятие процесса.

Но: КоАП РФ производством называет конкретный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях. Проект административно-процессуального кодекса, разработанный по инициативе Верховного Суда РФ, исходит из традиционного понимания: процесс – это судопроизводство по гражданским, уголовным или административным делам.

Виды производств выделяются в зависимости от позиции авторов.

1. Козлов Ю.М.

Виды административно-процедурных дел:

- По изобретениям и открытиям, по патентам.

- По различным ходатайствам государственных и негосударственных формирований.

- По административному надзору.

- По применению принуждения (кроме ответственности)

- По приему на службу.

- По приватизации имущества.

- По поощрениям.

- По лицензированию.

- Регистрационное производство.

- Разрешительные процедуры.

- Производство по подготовке правовых актов управления.

Виды юрисдикционных производств:

- Производство по делам об административных правонарушениях.

- Дисциплинарное производство.

- Производство по жалобам.

- Согласительное производство (споры между субъектами федерации и их органами.

2. В.Д.Сорокин – виды производств:

1. Производство по принятию нормативных актов.

2. Производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций.

3. Производство по административно-правовым спорам и жалобам.

4. Производство по организационным делам в аппарате государственного управления.

5. Производство по дисциплинарным делам.

6. Производство по делам о поощрениях.

7. Производство по делам об административных правонарушениях и применении принудительных мер в сфере государственного управления.

8. Регистрационное производство.

9. Лицензионное производство.

10. Исполнительное производство.

Т.е., предлагается 3 вида производств: 1 - правотворческое производство; 2 - ряд правонаделительных производств; 3 - несколько правоохранительных производств.

3. Осинцев Д.В. критикует В.Д. Сорокина за нарушение критериев классификации (взяты основания, сфера и методы).

Автором предлагается: правотворческое, правоприменительное и правореализационное производство.

1. Удостоверительные производства, завершающиеся особым административным актом, который опосредует режим объекта. Классификационное производство (принятие нормативных актов – классификаторов), производство по регистрации актов гражданского состояния, производство по делам о гражданстве, регистрации, квалификационное производство, производство по регистрации имущественных состояний, уведомительные производства. 2. Легализационные производства (правопризнающие) - нормотворческие, по легализации участия в политических структурах, по признанию соответствия деятельности качественным и количественным требованиям стандартов. 3. Разрешительные производства (завершаются административным актом), - лицензионные производства, специальные разрешительные – учредительное, поручительное, по предоставлению квот. 4. – новая группа – Правопредоставляющие производства – попечительское производство, инвестиционные производства. 5. Оперативно-распорядительные производства (внутриорганизационные), 6 – Обеспечительные производства (позитивные – убеждение, юрисдикционные – принуждение). Надзорное производство.

4. И.В. Панова административный процесс делит на три вида: административно-нормотворческий, административно-правонаделительный и административно-юрисдикционный.

а) виды производств административно-нормотворческого процесса:

1. По принятию актов Правительства РФ;

2. По изданию нормативных актов федеральных министерств и иных специально уполномоченных органов;

3. По принятию нормотворческих актов органами субъектов РФ;

4. По изданию локальных актов.

б) виды производств административно-правонаделительного процесса: (или оперативно-распорядительного процесса):

1. Производство по обращениям (предложениям и заявлениям) граждан, предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений о реализации принадлежащих им прав в сфере государственного управления;

2. Разрешительное производство;

3. регистрационное производство;

4. Учредительное производство;

5. Производство по комплектованию личного состава, кадровое производство;

6. Административно-договорное производство;

7. Приватизационное производство.

в) административно-юрисдикционный процесс:

1. Исполнительное производство (исполнение актов с применением мер принуждения);

2. Административно-процессуальное производство (меры принуждения, не являющиеся наказаниями);

3. Дисциплинарное производство;

4. Производство по жалобам;

5. Производство по делам об административных правонарушениях.

Предыдущая