🤔 Вы же наверняка задумывались, как помочь своей половинке зарабатывать больше? Но что делать, если во всех этих маркетингах и процедурах не разбираешься от слова «совсем»? Мы нашли выход — это сервис VisitTime
Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
— Сам записывает клиентов и напоминает им о визите
— Персонализирует скидки, чаевые, кешбек и предоплаты
— Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать
А еще там первый месяц бесплатно, поэтому лучшее, что вы можете сделать сейчас — установить или показать его своей принцессе Всё интуитивно понятно и просто, достаточно нажать на этот текст и запустить чат-бота
Л.А. Мицкевич, А.Ф. Васильева, Н.А. Морозова, Е.Г. Приходько
Административное право
Опорный конспект лекций. Красноярск: СФУ, 2008.
Предыдущая |
Раздел 5. Функции, формы и методы государственного управления
Тема 10. Правовые акты государственного управления
1. Понятие и правовая природа актов управления
Слово акт происходит от латинского «actus» и употребляется в значении действия, поступка.
В этом смысле к правовым актам в теории права относят любые юридически значимые действия (как органов, так и граждан).
В административно-правовом смысле нас интересуют правовые акты управления как правовые формы управленческой деятельности, а именно те из них, которые могут быть отнесены к правовым актам государственного управления.
Понятие актов:
1. Это акты государственного управления (это зависит от широкого или узкого подхода к понятию государственных управления – акты, опосредующие деятельность всех органов государства или только акты органов исполнительной власти);
2. Это - не все управленческие акты, а только правовые, то есть влекущие правовые последствия - возникновение, изменение, отмену норм права или же конкретных правоотношений. Но при этом акты управления - это акты и правоприменения, и правоустановления.
3. Это акты управления - управленческий аспект означает, что это:
а) форма управленческой деятельности, то есть внешнее выражение управления;
б) по своему содержанию - это управленческое решение, то есть волеизъявление субъекта, обладающего властными полномочиями. Следовательно, здесь присутствует волевой момент, это акт выражения властной воли. В этом и состоит сущность акта управления.
4. Властный субъект - государственный орган, или иной субъект, обладающий государственно-властными полномочиями.
5. Властность акта. Орган, выступая как носитель государственно-властных полномочий, принимает акт односторонне-властно, отсюда - властность акта, обязательность его для исполнения всеми адресатами, их согласие не требуется. Обязательность предписаний находит выражение в том, что выполнение акта обеспечивается организационными мерами, методами убеждения и принуждения. Односторонне-властный характер означает определенное административное усмотрение, но не административный произвол.
6. Органы связаны рамками закона, акты носят подзаконный характер.
7. Официальный характер акта управления состоит в том, что управленческое решение принимается от имени государства.
Характер юридических последствий акта зависит от места органа, издавшего акт, в системе исполнительной власти. Но это связь - не механическая, поскольку органы могут не находиться в иерархической связи, акты же образуют иерархическую систему: акты, например, субъектов федерации должны соответствовать не только законам федеральным и краевым, но и указам Президента, постановлениям Правительства, актам федеральных органов исполнительной власти.
Дискуссионные вопросы.
1. Объем понятия актов управления.
Государственное начало в понятии акта связано тем, что это форма реализации государственной власти.
а) при широком подходе не называют акты всех органов актами управления, но поскольку все органы осуществляют внутриорганизационную управленческую деятельность, то можно эти акты относить к правовым актам государственного управления. Значит, это управленческие акты всех органов государства.
б) при узком подходе - это форма выражения деятельности только органов исполнительной власти, следовательно, понятия правовой акт управления и акт органа исполнительной власти – понятия тождественные.
в) промежуточный подход: такие акты издают все субъекты, осуществляющие государственное управление. Например, акты осуществления делегированных полномочий органами местного самоуправления.
г) следует различать внешненаправленные и внутриорганизационные акты управления. Первые выражают сущность государственного управления, вторые носят вспомогательный характер.
2. Терминология.
а) правовые акты государственного управления – традиционное название (Козлов Ю.М., Попов Л.Л., Алехин А.П. и др.);
б) акты органов исполнительной власти – современное название;
в) акты государственной администрации (Бахрах Д.Н.);
г) административные акты (современное зарубежное административное право, Ю.Н. Старилов);
д) административно-правовые акты государственного управления (Бачило И.Л., учебник ИГП РАН) – компромиссный вариант.
Отличие актов иных органов государственной власти от актов управления:
- законы обладают верховенством, акты управления подзаконны;
- судебные акты принимаются в связи с нарушением правовой нормы, на основе закона и правосознания судей, они индивидуальны, акты управления могут издаваться по велению вышестоящих органов, могут быть индивидуальными и нормативными.
Определение: правовой акт управления - это подзаконное, официальное, односторонне-властное решение (волеизъявление), принятое органом исполнительной власти (или иным субъектом государственного управления), в установленном порядке в пределах своей компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия.
3. Форма акта письменная и устная. Письменная – обычная форма, как правило, предусмотрена нормами права, регулирующими правовое положение органа. В некоторых случаях – специально указывается на письменную форму (например, постановление о вынесении предупреждения).
Устные - в особых сферах государственного управления - на воздушном и железнодорожном транспорте, в военном управлении и т.д. Иногда законодательством предусмотрена детальная регламентация действий и устных актов.
Некоторые акты носят конклюдентную форму. Например, дорожные знаки, сигналы регулировщика. Некоторые авторы относят их не к актам, а мерам принуждения. Их несоблюдение может повлечь за собой принятие акта (например, постановления о наложении штрафа).
В.М. Манохин выделяет особые акты - резолюции.
Следует различать юридические последствия и юридическое значение актов. Последнее - шире. Акты могут порождать не только правовые последствия в государственном управлении, но и касаться финансовых, земельных, трудовых и иных отношений. Могут выступать доказательствами в суде.
Предыдущая |